15.04.2010 00:47
Экономика

Сергей Исачкин: Ежегодно Уральский федеральный округ теряет до десятка памятников архитектуры

В погоне за прибылью строительные компании уничтожают архитектурные памятники
Текст:  Наталия Швабауэр (УрФО)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (5158)
Читать на сайте RG.RU

Ежегодно УрФО теряет 7-10 памятников архитектуры. Как из-за нехватки средств на их содержание, так и из-за агрессивного поведения строительных компаний. О том, кто и почему пытается стереть купеческие усадьбы с лица современных мегаполисов, мы беседуем с руководителем управления федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере охраны культурного наследия (Росохранкультуры) по Уральскому федеральному округу Сергеем Исачкиным.

Российская газета: Сергей Иванович, сколько сегодня в округе памятников истории и архитектуры? И в каком они состоянии?

Сергей Исачкин: Всего 4682 объекта, не включая выявленных (т.е. не включенных в реестр) и тех, что находятся в ведении муниципалитетов. Причем если в Свердловской, Челябинской, Курганской областях преобладают памятники архитектуры, то на Севере - в ХМАО и ЯНАО - археологические объекты и достопримечательные места.

Что касается их сохранения и реставрации, то здесь мало утешительного. Практически все субъекты Федерации, входящие в округ, прекратили финансирование соответствующих целевых программ. Приятное исключение - Тюменская область. В прошлом году здесь было освоено порядка 680 миллионов рублей бюджетных средств, из них 20 миллионов выделила Федерация, остальное - регион. Свердловской области отчасти помог саммит ШОС, под это мероприятие было выделено около 100 миллионов рублей на реконструкцию исторических объектов, но на сегодня финансирование программы сведено к нулю.

РГ: Один из советников полпредства в разговоре с корреспондентом "РГ" признал, что больше всего проблем в сфере охраны памятников на Среднем и Южном Урале. Чем это объясняется?

Исачкин: В Челябинской области - отсутствием сил, денег, желания. Недавно закончилась проверка регионального министерства культуры. Выявлено много нарушений: объекты в запущенном состоянии, реставрация проводится без согласования, без историко-культурной экспертизы. Например, усадьба Демидовых в Кыштыме, памятник федерального значения, ремонтируется уже десять лет. Выполненные работы не соответствуют реставрационным нормам, вплоть до того, что сейчас ставится вопрос о демонтаже лестниц и перекрытий из железобетона. Фасад испорчен.

В Свердловской области другая ситуация. Тут настолько активно ведется точечная застройка в городах, особенно в Екатеринбурге, что охранная зона памятников архитектуры то и дело оказывается чьей-то стройплощадкой, причем без согласований и экспертиз, без разрешения федеральных органов. Фактически создаются прецеденты: исторические объекты сносят якобы на законном основании, хотя на самом деле законом это запрещено.

Так поступили со зданиями на улице Вайнера, 3 и 5, с домом инженера Ярутина на улице Малышева, с усадьбой Ощепкова на улице Добролюбова. От дома Логинова по проспекту Ленина, 23 сохранился только фасад. До сих пор продолжается спор по поводу этого объекта. Усадьбы Казанцева и Ястребова на улице Февральской революции удалось отстоять, хотя под саммит ШОС их могли уничтожить. В постановлениях об отводе земли вообще не прописано условий сохранения памятников, и задание французские проектировщики нарисовали так, как будто все в чистом поле происходит.

РГ: Что это - сознательное игнорирование закона или его незнание?

Исачкин: Я бы сказал - вольная трактовка. Бывает, что из разных органов власти одного и того же субъекта РФ получаем ответы, полностью противоречащие друг другу. Недавний пример: епархия запросила участок в Поросенковом логу под строительство кладбища и храма. Как вы знаете, в том месте были обнаружены останки, возможно, царевича Алексея и княжны Марии. Подчеркиваю, возможно. Археологи не могут довести исследования до конца при отсутствии финансирования. Министерство культуры Свердловской области утверждает, что экспертиза проведена, но за недостаточностью данных сейчас невозможно решить вопрос о включении Поросенкова лога в реестр памятников, необходимы дополнительные исследования. И тут же выходит постановление о землеотводе под строительство кладбища. Ситуация осложняется тем, что земля является собственностью области, а оформляет документы администрация Екатеринбурга.

РГ: Что нужно изменить в системе управления, чтобы такие факты не стали обыденным явлением?

Исачкин: Рычаги есть - суды, прокуратура, но расследование длится годами, и к его окончанию памятник может быть уже утрачен. Надо ужесточать меры административного воздействия, но сначала упорядочить систему защиты историко-культурных объектов, в частности, порядок согласования и выдачи разрешений. Ведь Росохранкультура сегодня не знает, какие разрешения на строительство выдает город. До сих пор действуют временные зоны охраны в исторической части Екатеринбурга. А если нет границ памятника, этим можно пользоваться.

РГ: Поможет ли ужесточение штрафных санкций?

Исачкин: Суммы штрафов на сегодняшний день смешные. За работу без согласований, без разрешений, за нарушение облика памятника согласно КОАП юрлицо заплатит 20-30 тысяч рублей, должностное лицо - две-три тысячи. С прибылью от застройки территории это несопоставимо. За более серьезные нарушения, вплоть до сноса памятника, применяются статьи Уголовного кодекса, но в округе еще не было ни одного такого прецедента. Случай со строительством второй очереди бизнес-центра "Антей", когда нелегально был снесен погреб-ледник из бывшей усадьбы Фальковского, до сих пор рассматривается в суде.

РГ: Почему же так неэффективно наше законодательство?

Исачкин: Федеральное законодательство работает, но не в полную силу. В 2008-2009 годах было принято несколько подзаконных нормативных актов. Сейчас на их основе разрабатываются регламенты. Росохранкультура внесла в Госдуму поправки к 73-ФЗ "Об охране памятников истории и культуры", надеюсь, что они будут в ближайшее время рассмотрены, и ситуация изменится. Поправки касаются в первую очередь упорядочения взаимодействия и разделения полномочий Федерации, регионов и муниципалитетов. Не исключено, что какие-то функции снова вернутся на федеральный уровень.

РГ: Вот, наверное, обрадуются в областном министерстве культуры, ведь сегодня, по словам чиновников, у них не хватает и людей, и средств на охрану памятников...

Исачкин: Каждый субъект РФ в зависимости от количества памятников федерального значения получил субвенции. Так, Свердловской области на 2010 год выделено порядка двух миллионов рублей. Региональное министерство культуры, чтобы исполнять полномочия, переданные ему Федерацией, обязано иметь в штате четырех специалистов, которые должны заниматься надзором за государственной охраной объектов, подготовкой охранных обязательств, проведением проверок, инициированием административных дел по выявленным нарушениям.

РГ: Может быть, причина в том, что Свердловская и Челябинская области в свое время затянули с формированием отдельного уполномоченного органа, а отделы при министерствах культуры просто не справляются?

Исачкин: В первоначальной редакции ФЗ N 73 каждый субъект РФ должен был создать отдельную структуру по надзору за охраной памятников, но потом это требование отменили, функции передали региональным министерствам культуры, у которых много других задач. Результат: в Тюменской области, ХМАО, ЯНАО, где были сформированы самостоятельные органы управления, сегодня самая благоприятная ситуация с охраной памятников. Свердловская и Челябинская области, где все поручено отделам при министерствах, - в аутсайдерах.

Хотя надо признать, что многое зависит от конкретных людей. В Курганской области, например, тоже отдел при министерстве, но там минимум нарушений, потому что работают очень грамотные, опытные специалисты.

РГ: Как вы относитесь к инициативе прежнего губернатора Свердловской области исключить из реестра некоторые объекты как утратившие историческое значение?

Исачкин: Сначала речь шла о 54 объектах, потом список сократили до 20. Среди них есть те, что действительно утрачены в 80-90-е годы, следов уже не найти и наказывать некого. Есть те, которые застройщикам хотелось бы перенести или снести. Под тот же Екатеринбург-сити. Каждый случай должен рассматриваться индивидуально. Перенос памятника - это фактически его утрата. Это новодел, новые условия для существования, новая среда. Такое решение может принимать только правительство РФ.

РГ: В Тюмени в свое время было принято принципиальное решение передавать памятники архитектуры в собственность коммерческим структурам при условии сохранения фасада. Есть ряд городов, тот же Иркутск, где в центральной, исторической части застройка вообще запрещена...

Исачкин: Очень многое зависит от позиции первых лиц. Признаюсь, что приходилось слышать от людей, занимающих высокие должности: "Что вы тут со своими деревяшками-сараями, у нас город будущего..." Мнение руководителя волей-неволей транслируется на более низком уровне, отсюда и все нарушения.

РГ: А вообще это законно - раздавать памятники?

Исачкин: У нас снят мораторий на приватизацию объектов даже федерального значения, но что-то не наблюдается потока желающих. Это же серьезные вложения, высокая ответственность. Нужно дорабатывать механизм возврата вложенных средств, чтобы у коммерческих структур возник интерес к эксплуатации памятников архитектуры.

РГ: Как идет создание реестра памятников архитектуры?

Исачкин: Фактически его нужно создавать с нуля. Законом обязанности по формированию реестра возложены на субъекты РФ, ведение реестра - на Росохранкультуру. Пока существуют только списки памятников, проводится их инвентаризация. Это процесс длительный. Пока в федеральный реестр не включен ни один памятник, расположенный на территории УрФО, но это не означает, что с ними можно вольно обращаться.

РГ: В какую сумму в среднем обходится восстановление памятника архитектуры?

Исачкин: Точных цифр назвать не могу, каждый памятник индивидуален. По федеральной целевой программе выделяется мизер, поэтому выбираются самые проблемные объекты.

РГ: В округе достаточно хороших реставраторов?

Исачкин: Не хватает и производственников, и проектировщиков. У тех, что работают, мало опыта. Зачастую реставрация подменяется обычным ремонтом. Очень редко все выполняется с хорошим качеством. Единственный вуз в УрФО, который готовит реставраторов, - Уральская архитектурная академия, но она выпускает ежегодно всего десять специалистов, из них реально остаются работать в этой сфере один-два.

Общегражданских архитекторов, на мой взгляд, вообще нельзя подпускать к реставрации: слишком разный уровень мышления, разные подходы. Если реставратор стремится в первую очередь сохранить исторический объект, то обычный архитектор выражает свое "я", памятник для него вторичен, почему и возникают у нас такие монстры повсюду, непонятные по стилю, по образу. От памятника остается в лучшем случае фасад, а за ним - стекляшка этажей в десять.

Тем временем

Свердловское управление Федеральной антимонопольной службы предписало вернуть в госказну памятник культурного наследия - здание земской школы, установив, что разрешение на его реставрацию противоречит закону.

Судебные процессы по этому делу продолжаются третий год. Памятник культурного наследия XIX века снесли в ночь на 12 декабря 2008 года: от старинной школы осталась одна фасадная стена. Вокруг нее застройщик намеревался воздвигнуть офисную семиэтажку в форме утюга. Согласно проекту, уничтожение памятника и культурного слоя под ним именовалось "проведением ремонтно-реставрационных работ". Законность "реставрации" оспаривали энтузиасты - жильцы соседнего с исторической руиной жилого дома, которых поддержала областная прокуратура и окружное управление Росохранкультуры.

- Росохранкультура участвовала в процессах в качестве третьей стороны. Ведомство однозначно выразило свою позицию - в отличие от чиновников из областных министерств культуры, строительства, промышленности и госимущества, которые горой стояли за "реконструкцию", - отмечает юрист Владимир Винницкий.

Два десятка судебных процессов результата не имели, пока энтузиасты не обратились в региональное управление антимонопольной службы, где их позицию поддержали. Как сообщили в Свердловском УФАС, областное мингосимущества нарушило закон, предоставив застройщику государственное имущество - памятник и земельный участок в самом центре Екатеринбурга - по договору, без проведения конкурса и без получения согласия антимонопольного органа. Кроме того, выяснилось, что по дополнительным соглашениям и в обход закона выделенный под застройку участок дважды увеличивали, так что он вырос почти в полтора раза: с трех до 4,5 тысячи квадратных метров.

УФАС выдало предписание: вернуть в госказну предоставленную застройщику госсобственность. В течение апреля земельный участок на Вознесенской горке должен вернуться в ведение областного правительства. Теперь, по закону, участок вновь может быть выделен под строительство, но уже через публичные торги.

Подготовила Ксения Дубичева

Экономика Курганская область Свердловская область Тюменская область ХМАО Челябинская область ЯНАО Урал и Западная Сибирь