20.04.2010 00:00
Экономика

Банки не могут вернуть долги по кредитам даже через суд

Банки не могут вернуть долги по кредитам даже через суд
Текст:  Александр Трухин
Российская газета - Экономика Поволжья: №83 (5162)
Читать на сайте RG.RU

Ситуация с возвратом кредитов в Нижегородской области остается весьма тревожная. Долги не торопятся возвращать и юридические, и физические лица. Эффективность работы судебных приставов по взысканию просроченной кредитной задолженности не очень высока - по крайней мере с точки зрения самих кредиторов.

Качество кредитного портфеля нижегородских банков заметно ухудшилось, считает начальник главного управления Центробанка России по Нижегородской области Станислав Спицын. Удельный вес просроченной ссудной задолженности в общей сумме кредитных вложений банковских учреждений региона вырос с 2,7 процента в начале прошлого года до 8,4 процента по состоянию на 1 января 2010-года. Причем у региональных кредитных организаций данный показатель увеличился с 1,6 до 4,5 процента, а у филиалов иногородних банков - с 4,4 до 12,8 процента. Неутешительно и сравнение просроченной задолженности в регионе со среднероссийским показателем на начало года, - он составляет 5,4 процента.

- С большинством клиентов мы договорились о пролонгации кредитов, - рассказывает заместитель председателя правления Волго-Вятского отделения крупнейшего банка Тимофей Письмеров. - Однако около 10 процентов заемщиков заявили, что в связи с кризисом отказываются от возврата кредита. Они начали заниматься, откровенно говоря, финансовым хулиганством: скрываться, уводить имущество.

- "Плохие" кредиты составляют 8-10 процентов нашего портфеля, - сетует управляющий нижегородским филиалом одного из банков Наталья Морозова. - Работать с ними тяжело. В судах наши иски рассматриваются по нескольку месяцев, хотя все договора с заемщиками составлены юридически безукоризненно, имеются залоги, которые в ФРС зарегистрированы, обременения наложены. Иск в отношении одного из заемщиков мы пытаемся реализовать девять месяцев. Даже с судебными приставами выезжали к должнику. Но у приставов нет тех прав, которые необходимо иметь, чтобы эффективно работать. Не желает ссудозаемщик открыть дверь, чтобы приставы смогли описать заложенную квартиру, и все - тупик. Вскрыть дверь без решения суда они не имеют права.

Количество исполнительных производств по взысканию долгов по кредитам растет в геометрической прогрессии, утверждает заместитель руководителя управления Федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области Светлана Гацоева. Если в январе прошлого года в региональное УФССП поступило 16 тысяч таких производств, то в январе 2010-го - уже 37 тысяч. Общая сумма кредитных долгов, взыскиваемых с физических и юридических лиц, выросла за год в 2,7 раза, или на пять миллиардов рублей, составив на 1 января 8,6 миллиарда рублей. За прошлый год с должников взыскано около четырех миллиардов рублей. На такую же сумму приставами составлены акты о невозможности взыскания долгов.

- Реализация изъятого у должников имущества очень затруднена, - говорит Светлана Гацоева. - Более половины невозможно продать, поскольку цена его реализации, установленная решением суда, завышена. К тому же с имуществом юридических лиц в 60 процентах случаев возникает проблема: должник уходит в процедуру банкротства, и мы по закону обязаны вернуть ему, точнее его арбитражному управляющему, все, что изъяли и не успели продать.

Приставы используют различные рычаги воздействия на должников - физических лиц. Ограничивают их выезд за границу, возбуждают уголовные дела по статье "Злостное уклонение от выплаты обязательств по кредиту". Первый способ применяется часто - за два месяца этого года отправиться за рубеж не смогли три тысяч человек. А вот второй - крайне редко, за тот же период возбуждено лишь 15 дел. Приставы с начала года провели около 800 проверок, но по результатам большинства из них были вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

- Зачастую должники не специально уклоняются от выплаты кредитов, а просто не имеют возможности их погасить, - считает Светлана Гацоева. - Поэтому наше управление заключило соглашение с центром занятости населения. Оно действует около двух лет, с начала этого года трудоустроено 79 человек, имевших задолженность по кредитам.

При взыскании долгов не обходится без обиженных. За январь-февраль в судах области было рассмотрено около 120 исков к судебным приставам. Если заемщики жалуются на действия приставов, то кредиторы - на их бездействие. Правда, удовлетворено лишь семь исковых заявлений. И хотя банкиры недовольны работой УФССП, они обращаются к приставам с просьбой дать информацию по тому или иному гражданину или предприятию, обратившемуся за кредитом - не ведется ли уже в отношении его исполнительное производство?

Почему же у банков появилось так много "плохих" долгов? Кроме традиционной ссылки на кризис, есть и другие версии.

- Недавно мы сообщили в Центробанк РФ о совершенно немыслимом с точки зрения здравого смысла случае, - говорит Светлана Гацоева. - Один из крупных коммерческих банков выдал учительнице из города Дзержинска кредит на сумму 25 миллионов рублей. Живет она в старой квартире с мужем-сантехником. Мы провели разыскные мероприятия и выяснили, что никакого ценного имущества, которое можно было бы изъять в счет возврата кредита, у нее нет. О чем думали специалисты банка, когда выдавали кредит?

Ответ на вопрос дает председатель нижегородского регионального отделения общественных организаций предпринимателей Ярослав Ефремов: "Многие члены нашей ассоциации сообщают, что при обращении за кредитом банковские служащие предлагали им за определенную мзду упростить процедуру рассмотрения заявки. В итоге сумма кредита увеличивалась на 5-10 процентов. Это характерно как для организаций, так и для физических лиц".

- Увы, это то неизбежное зло, сопутствующее нашему бизнесу, - вздыхает управляющий нижегородским филиалом одного из банков с иностранным участием в капитале Владимир Рогозин. - Мы с ним боремся, осуществляем ротацию недобросовестных кадров, иногда на таких работников даже уголовные дела возбуждаются по нашим заявлениям. Главное, чтобы это зло не превышало допустимых норм.

Банки ПФО