После многомесячного падения российский авторынок наконец-то стал выходить из пике. И хотя результаты первого квартала пока еще отстают от показателей прошлого года, итоги продаж в марте обнадеживают аналитиков и дилеров.
Драйверами роста эксперты называют государственную программу утилизации, рост макроэкономических показателей, снижение уровня безработицы, рост котировок на нефть, укрепление рубля по отношению к доллару и евро.
"В марте на рынке мы наблюдали значительное оживление. Улучшение общего климата и рост потребительского оптимизма обусловлены не только традиционным сезонным фактором, но и началом работы схемы по утилизации автомобилей, возвращением кредитных ставок к докризисным значениям, стабилизацией курса рубля, а также продлением программы по субсидированию кредитов, - считает вице-председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Мартин Ян. - Поэтому сейчас комитет пересмотрел прогноз продаж на 2010 год, который теперь составляет 1,45 млн легковых автомобилей".
Ранее эксперты считали, что даже при самом оптимальном сценарии авторынок в России сможет вырасти всего на 15-20%, до 1,17 млн машин. И только в 2011 году мы доберемся до 1,5 млн.
По данным АЕБ, наиболее успешно в марте продавались Chevrolet Niva (рост продаж 158%), Lada 4x4 (+95%), KIA Rio (+5548%), KIA Sportage (+147%), Skoda Octavia A5 (+41%), Suzuki Grand Vitara (+73%), и Volkswagen Tiguan (+126%). "В первом квартале 2010 года официальными дилерами Skoda было продано 6967 автомобилей. Самой популярной моделью марки стала обновленная Octavia, которая продемонстрировала значительный рост по сравнению с показателями прошлого года. Помимо выгодных условий приобретения, увеличению объемов продаж способствовала успешная реализация государственных программ утилизации старых автомобилей и льготного кредитования, условия которых распространяются и на Octavia, и на Fabia", - считает глава марки Skoda в России Петр Янеба.
То есть сработали лучше рынка те, кто дешевыми кредитами поддерживал продажи, попал в госпрограммы поддержки и организовал производство в России, что позволило предложить потребителю привлекательную цену. Евгений Созин, директор по маркетингу "Атлант-М Бажова", считает, что, например, Volkswagen сработал лучше рынка за счет высокой лояльности к марке самих клиентов (которые, как правило, живут по средствам и независимы от кредитных обязательств), начала сборки Tiguan в России (что увеличило его продажи в 2,6 раза), появления в конце 2009 года достаточно хороших кредитных условий (ставка 9% годовых в рублях) и широкого модельного ряда - от компактных хэтчбеков до внедорожников.
"Стабильная доля рынка марки Skoda обеспечивается за счет многих важных факторов. Мы активно развиваем дилерскую сеть, что является одной из приоритетных задач компании в России, где каждый месяц появляется минимум один новый дилер Skoda, - раскрывает секрет успеха Петр Янеба. - Планируется, что к концу 2010-го в России будут успешно работать 105 официальных точек продаж. Все модели Skoda собираются на российском заводе в Калуге, что позволяет компании сохранять привлекательное для покупателей соотношение цена - качество, которое остается одним из самых конкурентоспособных на нашем рынке. Также мы возлагаем большие надежды на новые модели, которые будут выведены на отечественный рынок в этом году. К примеру, в мае в наших официальных дилерских центрах стартуют продажи обновленной Skoda Fabia, которая будет производиться на заводе в Калуге по принципу мелкоузловой сборки".
Жаль, что мы несколько запоздали с запуском программы утилизации. На западе именно программы утилизации помогли национальным авторынкам справиться с кризисом. "Наиболее успешно программа утилизации реализуется в Германии, где с начала 2009 года была введена премия в размере 2,5 тысячи евро за утилизацию автомобиля старше 9 лет. Во Франции размер доплаты колеблется от 1 до 5 тысяч евро (в зависимости от уровня выброса вредных веществ в атмосферу)", - рассказывают эксперты.
В целом механизм работы подобных программ приблизительно одинаков во всех странах и такой же, как у нас. "Мы считаем появление подобной программы в России очень своевременным. Одной из основных задач программы утилизации является поддержка отечественных автопроизводителей, однако стоит отметить, что действие данной программы положительно сказывается и на темпах обновления российского автопарка. А это означает, что на улицах появится больше новых автомобилей, которые наносят существенно меньший вред окружающей среде по сравнению со старыми, - отмечают в одной из компаний - крупнейшем производителе автомобилей. - Программа вызвала большой интерес у автовладельцев. По нашим первоначальным прогнозам мы планировали реализовать по программе утилизации 1% от всех продаваемых в России автомобилей. Однако программа работает гораздо лучше, чем мы ожидали, поэтому сейчас мы рассчитываем продавать 2% от всех автомобилей по этой программе".