Омск, как и другие города России, стал участником масштабного эксперимента по утилизации автохлама. Правда, из 14 автодилеров лишь один оказался готов к реализации программы. Продажи машин здесь сразу выросли на порядок.
По данным омского управления ГИБДД, сегодня по дорогам региона курсирует порядка двухсот тысяч легковых машин, возраст которых перевалил за десять лет. 80 процентов из них - отечественного производства. Стоимость старушек-иномарок выпуска 1999 года на авторынке колеблется от 130 тысяч до 400 тысяч рублей. Сдавать их в утиль нет никакого резона. А вот с российскими "лошадками" омичам расставаться выгодно.
- За мою "Ладу" покупатели давали пятнадцать тысяч рублей, и то рядились, - говорит участница программы утилизации Анастасия Тиунова. - Государство платит за утиль 50 тысяч. Конечно, это очень интересное предложение. Поначалу я мечтала обзавестись иномаркой отечественной сборки. Но к обмену оказался готов лишь один омский автосервис, торгующий "Ладами". Пришлось взять серую "Калину-универсал". Автомобилей другого цвета и с иным кузовом в наличии не оказалось.
Машины на сервисе, действительно, не залеживаются. Спрос значительно превышает предложение. Судя по всему, "АвтоВАЗ" подготовился к эксперименту лучше других заводов.
- Очередь к нам начала выстраиваться задолго до запуска программы утилизации, - пояснил гендиректор омской компании-дилера Владимир Степанов. - За первый месяц реализации проекта 158 омичей обменяли свои старые машины на новые. Сейчас число заявок перевалило за две тысячи. В день мы продаем восемь-десять автомобилей.
Пока собственного утилизатора в регионе нет, омский автохлам везут в Тюмень и Новосибирск. По словам дилеров, программа предполагает возмещение компаниям транспортных расходов. Впрочем, в ближайшее время утилизатор в регионе все-таки появится. На днях одно из омских предприятий получило соответствующий статус.
Так или иначе, но дилерам, не задействованным в программе утилизации устаревшей техники, приходится только завидовать участникам эксперимента. В основном продажи в Омске идут вяло. Автоторговцы, правда, говорят, что месяц назад они несколько оживились. Но конкретных цифр не называют. Может, боятся "сглазить"?
По словам менеджеров, заметного влияния новых таможенных пошлин на динамику автопродаж салоны не почувствовали.
- Гораздо более эффективны кредиты, - считает маркетолог омского центра, торгующего отечественными и иностранными машинами, Сергей Лямзин. - Когда прошлым летом банки начали их выдавать, продажи сразу пошли в гору. А как только займы приостановили, тут же встал и рынок.
- К сожалению, население региона не обладает достаточными средствами, чтобы активно покупать новые автомобили, - делится наблюдениями заместитель управляющего одного из омских банков Дмитрий Ким. - Во всяком случае, в прошлом году повышенного спроса на автокредиты мы не ощущали. Сейчас все банки идут навстречу среднестатистическому заемщику, упрощают условия, снижают ставки. И какое-то движение появилось. На динамику кредитования повлияла и программа утилизации старых автомобилей. Только в наш банк за поддержкой уже обратилось более 70 омичей.
В последнее время специалисты склоняются к мнению, что качество собираемых в России иномарок улучшается.
- Производители контролируют процесс независимо от того, в какой стране находится завод, - поясняет Сергей Лямзин. - Автомобили, предназначенные для российских дорог, лучше к ним адаптированы, имеют соответствующую комплектацию, аккумуляторы увеличенной емкости, более мощные генераторы, двойное уплотнение дверей.
Впрочем, самое главное в них - значительно более низкая цена, чем у заморских машин. Как бы там ни было, но, по наблюдениям специалистов, пока большинство омичей не могут позволить себе покупку иномарки дороже, чем за 400 тысяч рублей. Даже в кредит.
Между тем автомобильные цены, хоть и незначительно, но пошли вверх.
- Прежде их сдерживали затоваренные склады автозаводов, - поясняет ситуацию автомобильный менеджер Юрий Проскурин. - До недавнего времени дилеры предлагали покупателям машины сборки 2008-2009 годов. Теперь в салоны поступают более свежие экземпляры с новыми ценниками.
В среднем на пять-десять процентов подорожал товар и на рынке подержанных автомобилей. Специалисты связывают тенденцию с так называемым "весенним синдромом". Каждый год, как только сходит снег, омичи более активно, чем в другое время года, обновляют личный автопарк.
В Новосибирске сейчас действуют три пункта по утилизации автомобилей. В основном новосибирцы сдают "жигули", есть несколько "москвичей" и иномарок. Владельцы предварительно получили сертификаты на покупку продукции "АвтоВАЗа", несколько человек собираются купить Toyota, Renault, Chevrolet и Opel.
Сдать автомобиль в утиль можно не только в Новосибирске и городе-спутнике Оби. Новосибирцы могут отправить машины на утилизацию в Барнаул.
По словам министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Сергея Семки, два новосибирских дилера "АвтоВАЗа" получили более 1 500 заявок на утилизацию старых автомобилей в обмен на государственную поддержку при покупке нового.
Как сообщила Наталья Жданова, генеральный директор крупнейшего новосибирского дилера марок Toyota, Ford, Nissan, Mitsubishi, Hyundai, Audi, Volvo, в компанию обратилось 370 клиентов. Самый востребованный автомобиль из этого ряда - Ford Focus Limited Edition.
По словам Дмитрия Морозова, директора компании - дилера "ГАЗа", Kia,"Тагаза", получено около 30 заявок.
На начало 2010 года в Новосибирской области было зарегистрировано 628 800 легковых автомобилей. Их средний возраст - 14,8 года. Причем более 30 процентов машин старше десяти лет, еще 27 процентов - старше 20.