26.04.2010 00:10
Культура

Российский национальный оркестр выступил с дирижером Василием Синайским

Российский национальный оркестр выступил с Василием Синайским
Текст:  Елена Чишковская
Российская газета - Федеральный выпуск: №88 (5167)
Читать на сайте RG.RU

В концертном зале имени Чайковского в этот вечер место за пультом занял не худрук оркестра Михаил Плетнев, а Василий Синайский - один из ведущих российских дирижеров, работающий за рубежом, но с этого сезона входящий в пятерку приглашенных дирижеров Большого театра.

Маэстро пришлось сыграть сложнейшую программу из произведений Элгара и Рахманинова в Москве практически с одной репетиции. Извержение исландского вулкана застало Василия Синайского в Копенгагене, откуда на машине он добрался до Амстердама и лишь оттуда смог выехать в Москву.

- Игра стоила свеч, - заявил корреспонденту "Российской газеты" дирижер. - Я очень люблю этот оркестр, и мне хотелось, чтобы концерт состоялся.

Василий Синайский не в первый раз сотрудничает с РНО и считает, что этот оркестр счастливо сочетает очень важные качества: с одной стороны, это великолепные профессионалы, с другой - люди, которые не просто формально выполняют свою работу, а искренне "зажигаются" новыми идеями.

Программа, в которую вошли симфонические вариации на оригинальную тему "Энигма" английского композитора конца XIX - начала XX веков Эдуарда Элгара и знаменитая Вторая симфония Сергея Рахманинова, стала результатом совместного выбора дирижера и оркестра. Элгара предложил сам Василий Синайский, поскольку РНО никогда прежде его не исполнял.

- Я уже пятнадцать лет работаю с Филармоническим оркестром Би-би-си, - пояснил дирижер. - И здесь, в Москве, мне хотелось сыграть что-то действительно английское. Тем более что со времен Евгения Светланова, то есть уже почти тридцать лет, об Элгаре у нас вспоминают очень редко. А это очень красивая музыка.

То, что касается выбора Второй симфонии Рахманинова, то как раз ее РНО исполняет по нескольку раз в сезон (есть и запись, сделанная вместе с Михаилом Плетневым). "Но именно тот факт, что Плетнев и РНО уже предъявили эталонную интерпретацию рахманиновской Симфонии, стал для меня вызовом - мне было интересно сделать что-то совершенно другое", - сказал Василий Синайский.

Самым удивительным в этом вечере оказалось то, что сдержанный и холодноватый, хотя и романтический в своей основе, стиль Элгара и напряженная рахманиновская экспрессия стали частью единой, отчетливо выстроенной формы. В вариациях "Энигма" Василий Синайский раскрыл мелодические красоты сочинения и представил галерею ярчайших характеров-портретов (каждая из вариаций посвящена одному из друзей композитора). Искусно подведя к кульминации, дирижер завершил произведение с каким-то детски-непосредственным ощущением упоительного восторга, которое не могло не передаться залу. Тот же настрой, но уже с более высоким эмоциональным градусом, был выдержан и во Второй симфонии, сыгранной на одном дыхании и без купюр.

РНО в течение многих лет сохраняет практику приглашения дирижеров отнюдь не последнего эшелона, и эта традиция дает свои плоды. Как никакой другой оркестр в столице, именно РНО способен перевоплощаться и представать перед публикой в различных ипостасях, в зависимости от дирижера, стоящего за пультом. Синайский заметил, был бы счастлив продолжить сотрудничество с РНО:

- Я думаю, что с ними мы могли бы сыграть любую программу - от классики до современности. Этому оркестру подвластно все.

Музыка Классика