Ростовская область стала первым регионом в стране, где для решения вопросов с утилизацией старых автомобилей открыли "горячую линию". Заказчик услуги - областное министерство экономики, исполнитель - юристы комитета защиты прав потребителей ЮФО.
Работы у телефонных консультантов хватает, ведь, несмотря на широкую разъяснительную кампанию в СМИ об условиях программы, у автолюбителей по-прежнему вопросов больше, чем ответов. За время работы "горячей линии" на нее позвонили больше полутора тысяч человек. На Дону значительная часть желающих обменять своего старого железного коня на нового - жители сельских районов, часто люди в возрасте, неподкованные в юридических тонкостях и не дружащие с Интернетом.
- В каких-то случаях мы можем помочь легко: рассказываем, где и какие модели можно получить взамен старой машины, какие документы для этого нужны и какие расходы нужно предусмотреть, - рассказывает глава комитета защиты прав потребителей ЮФО Юрий Гусаков. - Но иногда ничем помочь не можем. Исходя из своих возможностей, люди хотели бы получить в обмен недорогую "классику", но этих моделей в автосалонах сейчас нет, и неизвестно, когда будут. Многие пожилые автовладельцы интересуются, можно ли при обмене старой машины на новую использовать заемные средства, но, как правило, банки не идут на кредитование хозяев машин пенсионного и даже предпенсионного возраста.
В салонах компаний-дилеров, участвующих в программе утилизации, об этих сложностях знают, но признают, что пока и без кредитных схем желающих хватает.
- На сегодняшний день программа хорошо идет и за наличные деньги, - констатирует Юрий Гусев, генеральный директор компании, через которую прошло более половины утилизированных в Ростовской области машин. - Вообще-то по программе утилизации пенсионеры могут рассчитывать на кредит, правда, все банки очень уж пристально рассматривают каждый такой случай.
Банки действительно стараются не рисковать, связываясь с возрастными заемщиками - по "горячей линии" продолжают поступать жалобы от пожилых автолюбителей, что им под любым формальным предлогом пытаются отказать в кредите. Но даже без стареньких пенсионерских "москвичей" и "запорожцев" темпы реализации программы местные власти считают высокими.
Очередь, по словам министра экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей области Владимира Бартеньева, составляет более одной тысячи ста жителей области, уже сдавших свои старенькие машины и со свидетельствами об утилизации ждущих своих железных коней. Еще пять тысяч человек подали заявки и готовы сдать свои машины в утиль.
- Временной разрыв между выдачей свидетельства и покупкой новой машины - самая острая проблема сегодня в реализации программы. Поставщики оказались не готовы к такому спросу, - считает министр. - За два месяца в области выдано 1610 свидетельств об утилизации автомашин и 521 новый автомобиль продан.