Грузовики опять понадобились: экономика оживает, объем грузов растет. В I квартале продажи иностранного коммерческого транспорта в РФ выросли, по данным Ассоциации европейского бизнеса, на 8,8% - до 23,98 тыс. автомобилей по сравнению с I кварталом прошлого года. Рост продаж легких коммерческих автомобилей составил 6% (21 тыс. машин), в сегменте средних грузовиков продажи сократились на 9% (с 976 893 автомобилей), наибольший рост продаж (на 87% - до 1,9 тыс. машин) отмечен в сегменте тяжелых грузовиков.
Большегрузные автомобили - сегмент, наиболее пострадавший от кризиса. Как отмечают аналитики агентства "Автостат", по итогам прошлого года на территории России производство коммерческой техники рухнуло в 2,5 раза - до 39,3 тыс. грузовиков. Доля автомобилей грузоподъемностью от 8 до 18 тонн уменьшилась с 18,7% в 2008 году до 18,1% по результатам 2009 года. И пока, по прогнозам руководителя аналитического центра компании "Маркет Аналитика" Анны Павловской, ситуация меняться не будет.
"Поскольку на рынке недвижимости не наблюдается значимого прироста рынка за счет новых объектов, то и тенденция уменьшения доли тяжелых грузовых автомобилей сохранится. Кроме того, на сегмент оказывает влияние резкое сокращение кредитования и лизинга, - объясняет Анна Павловская. - Сегмент легких коммерческих автомобилей, напротив, имеет наиболее устойчивые позиции. При этом тенденция расширения сегмента за счет отечественных производителей будет, скорее всего, усиливаться, поскольку игроки именно этого сегмента получили поддержку со стороны государства в период экономической нестабильности. Рынок среднетоннажных грузовиков (3,5-16 тонн) в условиях кризиса практически исчез, что объясняется смещением предпочтений в сторону более доступных легких грузовиков или автомобилей с большим запасом грузоподъемности".
Российские автопроизводители наращивают производство грузовиков в надежде на рост спроса. В I квартале в России произведено 21 885 грузовиков, или на 36,4% больше, чем за 3 месяца 2009 года. По данным "АСМ-Холдинга", за январь-март 2010 года производство грузовиков увеличилось на ГАЗе (до 8886, или на 57,9%), КамАЗе (до 5711, на 16,7%), УАЗе (2072, 49,4%), Урале (1679, 18,7%), Вольво Востоке (142, в 4 раза), АМУРе ("Автомобилях и моторах Урала") (63, 18,9%), Саранском заводе автосамосвалов (79, в 3,8 раза), Бецеме (36, в 2,1 раза), Ивеко-АМТ (89, в 3,9 раза), ТагАЗе (989, в 2,1 раза), Спектр-Авто (325, в 2,3 раза).
Вслед за ростом спроса эксперты ждут возрождения дилерского бизнеса. За время кризиса здесь уменьшилась доля мелких игроков, находящихся в затруднительном положении и неспособных вести бизнес без поддержки автопроизводителей. "Эта тенденция будет присутствовать и в дальнейшем, поскольку барьеры входа на рынок в значительной степени выросли, - говорит Анна Павловская. - При этом для тех игроков, которые смогли удержаться в кризисный период, характерно повышение внимания к сервису. Если раньше доля сервисных услуг в структуре выручки составляла 40%, то сейчас - 60-70%".