14.05.2010 00:45
Авто

В России зафиксирован 20-процентный рост продаж автомобилей

В России зафиксирован 20-процентный рост продаж автомобилей
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №103 (5182)
Читать на сайте RG.RU

В апреле впервые за последние полтора года в России зафиксирован рост продаж автомобилей. По данным Ассоциации европейского бизнеса, реализовано свыше 160 тысяч машин. Это на 20 процентов больше, чем за аналогичный период 2009 года.

В десятке лидеров, наиболее продаваемых с начала года, девять авто производятся в России. В тройке первых - продукция АвтоВАЗа, "Лады" разных марок. Наиболее популярной моделью у россиян остается Lada Priora, продажи которой за четыре месяца увеличились на 6 процентов - до 35 тысяч машин.

Как прогнозируют в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в этом году в России может быть продано до 1,6 миллиона машин. По словам директора аналитического центра "Автостат" Сергея Целикова, на столь благоприятную ситуацию одновременно повлияли несколько факторов. Главный - сезонный. "Исторически апрель-май становятся самыми пиковыми по продажам: накануне дачного сезона многие стараются поменять свои авто", - поясняет Целиков. Во-вторых, однозначно мощный стимул продажам добавила государственная программа утилизации старых авто. Напомним, когда при сдаче старой машины можно приобрести новый автомобиль со скидкой в 50 тысяч рублей. По словам Целикова, на АвтоВАЗе программа сработала по максимуму. Граждане уже оформили 122 тысячи из 200 тысяч возможных сертификатов на покупку новых машин. В этом году в структуре продаж АвтоВАЗа более половины составляют автомобили, поставляемые по популярной среди населения утилизационной схеме. В июне выдача сертификатов закончится, однако продажи будут идти еще 3-4 месяца, прогнозирует Целиков. Это тоже поддержит дальнейший рост продаж.

Третьим фактором, оживившим рынок, по мнению собеседника "РГ", стало продление на три года еще одной госпрограммы - по компенсации процентных ставок по автокредитам физическим лицам. Она, кстати, по словам Целикова, на "полную катушку" заработала только с середины февраля 2010 года. Тогда наряду с тремя уполномоченными госбанками в нее живо включились еще несколько десятков коммерческих банков, занимающихся автокредитованием через салоны дилеров. И сегодня они выдают кредиты по нарастающей. Если поначалу банкиры оформляли по 2-3 тысячи льготных автокредитов в месяц, то теперь как минимум в десять раз больше, до 20 тысяч.

На руку апрельским продажам сыграли и разнообразные дилерские акции, завлекательные бонусы и скидки. Кстати, майские продажи легковых авто, прогнозирует Целиков, останутся примерно на таком же уровне. К лету рынок стабилизируется и большего движения вверх ожидать не стоит. Зато осень опять способна задать сезонный всплеск. При этом рынок - производители, торговцы, потребители буквально застыли в ожидании новых инициатив правительства по поддержке спроса. "Лучше вкачивать бюджетные средства в спрос, чем на поддержку конкретных предприятий", - говорит Целиков. По его словам, если государство вкладывает 50 тысяч рублей в утилизацию одного автомобиля при средней стоимости нового авто 300 тысяч рублей, то 250 тысяч рублей платит потребитель. Таким образом, на один государственный рубль добавляется 5-7 рублей. А дальше оживает вся производственная цепочка - производители авто задействуют поставщиков комплектующих. По мнению Целикова, если минфин изыщет еще 10 миллиардов рублей и продолжит программу утилизации, от этого выиграют все. Для сравнения: правительство Германии в 2009 году выделило на аналогичную программу 5 миллиардов евро (200 миллиардов рублей). А в России пока только 11 миллиардов рублей.

Обе программы, считает эксперт, однозначно надо продлевать. По его словам, стимулов к росту авторынка прибавят в России и возможные решения по использованию материнского капитала при покупке авто, возврат налоговых вычетов. В минпромторге эти ожидания пока никак не комментируют.

Легковые авто