17.05.2010 00:30
Digital

Игорь Щеголев: От традиционных СМИ реклама все активнее будет уходить в Интернет

Интернет и мобильники стали главными конкурентами газет и телевидения
Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №104 (5183)
Читать на сайте RG.RU

От традиционных СМИ реклама все активнее будет уходить в Интернет, а телепрограммы - на мобильный телефон. Таковы основные тенденции информационного рынка.

О них и шла речь на заседании Совета по массовым коммуникациям при минкомсвязи. Оно состоялось в рамках выставки "Связь-Экспокомм 2010". Трудности кризисного 2009 года, когда резко снизился объем рекламы, сплотили отрасль. Глава минкомсвязи Игорь Щеголев констатировал, что апокалипсические прогнозы относительно СМИ не сбылись. Министр отметил, что были и яркие проблески: платное телевидение и интернет-издания даже добились роста своих показателей.

Падение рекламного рынка в 2009 году составило 26 процентов, напомнил замминистра Александр Жаров. Это, по его мнению, определило ситуацию в СМИ, которые в нашей стране живут так же, как и в большинстве стран, по рекламной модели. То есть именно она является основным источником доходов. Больше всего пострадали печатные СМИ, потерявшие 43 процента рекламных доходов. Единственный сектор, показавший рекламный рост, это Интернет - он вырос на 8 процентов. По словам Александра Жарова, ситуация на российском рынке, естественно, связана с крупнейшими западными рекламодателями, сократившими свои медиабюджеты. "В нашей стране достаточно жесткое разделение СМИ на сегменты: печать, радио, телевидение, Интернет. Только в ряде диверсифицированных медиахолдингов присутствуют все типы СМИ. Поэтому в торге с рекламодателями каждый сектор, а иногда и каждое средство массовой информации билось поодиночке, что привело к достаточно резкому снижению рекламы. Теоретически понятно, что если бы СМИ в диалоге с рекламодателями держали единую позицию, это могло бы несколько изменить ситуацию", - сказал замминистра.

При этом он отметил, что спрос на информационную продукцию не прекращался. А вот линейка потребляемой продукции менялась, что особенно было заметно в печатных СМИ. "Первый квартал 2010 года показал ряд противоречивых и непредсказуемых тенденций, - сказал замминистра. - При росте объемов размещаемой рекламы можно отметить значительное уменьшение ее цены. Причем это отмечено по большинству рекламных носителей. Рекламодатели демпингуют, что тревожно. Тем не менее объем рынка рекламы в газетах, журналах и на телевидении вырос на 5 процентов". На рынке радиорекламы, по словам замминистра, рост объема не компенсировал снижения цен, и в целом отмечена отрицательная динамика по первому кварталу 2010 года.

Региональная же пресса оказалась на прежних показателях, хотя ей пришлось отказаться от маркетинга и доступа к интернет-ресурсам. С одной стороны, это тактически правильно для сохранения изданий, а стратегически - неправильно, считают специалисты. Печатные СМИ, которые могут позволить транслировать свой контент на несколько сред распространения, не должны от этого отказываться. По мнению Жарова, это один из рецептов выживания в дальнейшем. Не секрет, что печатным СМИ пророчат постепенное исчезновение с рынка в век виртуальной реальности и мобильных возможностей.

Да и у телеканалов появились конкуренты. Уже действуют три проекта по распространению мобильного телевидения. А с расширением возможности передачи большого объема информации по воздуху это вещание будет все больше и больше популярно. Жаров отметил, что уже сейчас прослеживается тенденция сближения телекоммуникационного и массмедиа контентов. Кроме того, аудитория в Интернете активно создает свой собственный контент, хотя источниками информации для этого остаются сайты центральных изданий. В последнее время возросла роль блогов. Их посещаемость впечатляет. Заметили это и рекламодатели. Так что интернет-ресурсы продолжают отвлекать рекламодателей от традиционных СМИ. Пока услугами сетевой рекламы пользуется малый и средний бизнес, который не располагает большими бюджетами.

Но рынок рынком, а журналисты продолжают творить. Они создают тот самый контент, и лучшие из них получают заслуженное признание. В прошлую пятницу на церемонии вручения премии "Радиомания" были названы лучшие радиопередачи и работники радио. Награда вручалась в 21 номинации. Больше всего бронзовых микрофонов завоевали "Радио России", "Авторадио" и "Маяк". "Радио России" стало победителем сразу в четырех номинациях: лучшая музыкальная программа, лучшее художественное чтение, программа для детей и радиотеатр. У "Радио "Маяк" оказалась лучшая развлекательная программа - "Народный продюсер". Второй бронзовый микрофон для радиостанции завоевал Игорь Ружейников, ставший лучшим ведущим разговорного эфира. В новой номинации "репортер" победу одержал Дмитрий Назаренко с радиостанции "Сити FM" за репортаж о пожаре в клубе "Опера". В номинации "Информационно-аналитическая программа" победителем была признана "Экспертиза" на радио "Голос России", а лучшей спортивной программой стали "Вести из Ванкувера" на станции "Вести FM".

В этот же день были названы и юные победители олимпиады в сфере информационных технологий "IT-Планета 2009". "Проведение подобных конкурсов - очень правильная образовательная система. Именно на таких форумах молодой пользователь, специалист осознает, что есть еще много непознанного, неизвестного в сфере информационных технологий", - отметил в приветственном слове победителям замглавы минкомсвязи Алекcей Солдатов. Лучших выбирали специалисты Финансовой академии при правительстве РФ и ведущие отечественные производители IT-программ для бухучета.

Интернет Минцифры