Во вторник на Капитолийском холме стартуют слушания по договору СНВ, который Барак Обама внес на рассмотрение Сената США на прошлой неделе. Официальные лица действующей администрации, политические тяжеловесы прежних времен и эксперты в области стратегических вооружений предстанут под "светлые очи" американских законодателей и ответят на все накопившиеся у них вопросы в отношении ратификации заключенного 8 апреля в Праге российско-американского соглашения.
Еще на прошлой неделе президент США, согласно требованиям американского законодательства о рассмотрении всех юридически обязывающих США международных договоров верхней палатой Конгресса, внес на рассмотрение в американский Сенат соглашение по стратегическим наступательным вооружениям, подписанное в прошлом месяце российским и американским лидерами. Соответствующее сообщение появилось на сайте Белого доме. Незадолго до этого в продолжительном телефонном разговоре Барак Обама, как и ранее и договаривались президенты, сообщил Дмитрию Медведеву о своем намерении передать договор для ратификации законодателям.
Как сообщили "РГ" в комитете по иностранным делам Сената, в слушаниях по новому договору завтра примут участие госсекретарь Хиллари Клинтон, министр обороны США Роберт Гейтс и начальник объединенного комитета начальников штабов адмирал Майкл Маллен. Затем к стандартной для американской политической кухни процедуре подключатся бывшие госсекретари в прежних администрациях президентов Никсона - Генри Киссинджер и Рейгана - Джеймс Бейкер.
Руководство одного из ключевых комитетов Сената в лице председателя Джона Керри и его заместителя Ричарда Лугара подтвердило, что заинтересовано в скорейшей ратификации нового российско-американского соглашения по стратегическим вооружениям. А комитеты Сената по вооруженным силам и разведке также намерены провести свои слушания по ратификации нового договора, как в открытом для публики, так и закрытом режиме.
Расклад сил в Сенате не дает оснований говорить о том, что процедура ратификации будет легкой и быстрой, и в этом сходятся мнения большинства экспертов в Вашингтоне. В числе причин - имеющиеся у "хардлайнеров" в обеих партиях и единственного независимого сенатора Джо Либермана "опасения в отношении национальной безопасности США". Наиболее полно аргументы противников подписания нового российско-американского договора еще в прошлом месяце изложил известный консерватор Джон Болтон в своей статье в журнале "Нэшнл Ревью", главным тезисам которой стало якобы то, что Москва добилась от Вашингтона слишком много уступок и сенаторы должны провалить ратификацию, чтобы администрация вновь вернулась за стол переговоров и добилась более выгодных для США условий. Своеобразным ответом Болтону стала недавняя публикация в газете "Уолл-Стрит Джорнэл", вышедшая из-под пера министра обороны США Роберта Гейтса, в которой он призвал сенаторов обеспечить двухпартийную поддержку договору, "который полностью отвечает интересам американской национальной безопасности".
Эксперты, впрочем, не сомневаются, что в конечном итоге, несмотря на разногласия соглашение будет утверждено сенаторами, возможно, это произойдет уже после осенних промежуточных выборов в Конгресс.
Тем не менее, для того чтобы смягчить оппозицию прохождению договора через верхнюю палату американского Конгресса, Барак Обама вместе с полным текстом российско-американского договора по СНВ одновременно направил сенаторам засекреченный план по модернизации ядерной триады США. Известно лишь, что он предусматривает инвестиции в американские ядерные вооружения в размере более 80 миллиардов долларов в течение следующего десятилетия.
Практически одновременно с соглашением по СНВ президент США направил в Конгресс двустороннее соглашение между США и Россией в области мирного атома, более известное как "соглашение 123". Барак Обама пояснил законодателям, что тщательно изучил рекомендации заинтересованных в этом вопросе государственных и частных структур и пришел к выводу, что реализация соглашения пойдет на пользу США.
Впрочем, несмотря на всю очевидную выгоду сотрудничества в области мирных расщепляющихся материалов между двумя странами, лидирующими в этой области, политические интриги и спекуляции не заставили себя долго ждать, причем не только со стороны традиционно недовольных Обамой республиканцев, но и со стороны весьма влиятельных членов демпартии, занимающих ключевые посты в конгрессе. Так, председатель комитета по иностранным делам палаты представителей, демократ Гарвард Берман весьма туманно заявил: "в момент, когда Иран активно стремится к обладанию ядерным оружием, заключение соглашения о ядерном сотрудничестве с иностранными государствами далеко от ключевых вопросов в сфере нераспространения".
Политические аналитики в Вашингтоне объясняют негативную реакцию конгрессменов-демократов, пока еще имеющих большинство в Конгрессе, электоральными причинами. По мнению эксперта Центра за американский прогресс Самуэля Чарапа, политические соображения вынуждают демократов на Капитолийском холме с осторожностью относиться к этому вопросу. "Соглашение 123" внесено в конгресс в неудачный момент, - пояснил корреспонденту "РГ" Самуэль Чарап и добавил: поэтому представители демократической партии озабоченны именно временным фактором, а не сутью рассматриваемого вопроса. С политической точки зрения и с учетом предстоящих выборов, которые будут использованы республиканцами в том числе для критики курса администрации Обамы на улучшение отношений с Россией, демпартии в Конгрессе и Сенате может казаться не выгодно проводить одновременно ратификацию договора по СНВ и российско-американское соглашение по мирному атому". В тоже время, политолог выразил уверенность, что соглашение не будет заблокировано по причине трудоемкости этого процесса (для этого необходимо собрать две трети голосов в обеих палатах) и насыщенности повестки американских законодателей другими важными вопросами.
В конечном счете, заключают эксперты в американской столице, весьма маловероятно, что конгрессмены, несмотря на риторику и политические спекуляции, смогут заблокировать "соглашение 123". В отличие от других международных договоров это соглашение не требует одобрения американских законодателей. Согласно установленной процедуре, если в течении 90 дней на Капитолийском холме не наберется двух третей в обеих палатах против договора, он автоматически вступает в силу. Собрать такую оппозицию с учетом нынешних реалий практически нереально.