20.05.2010 00:48
Экономика

В Уральском округе восстанавливается объем лизинговых операций

В Уральском округе восстанавливается объем лизинговых операций
Текст:  Алена Баталова (УрФО)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (5186)
Читать на сайте RG.RU

Многие предприятия Уральского региона стоят на пороге модернизации. Сыграет ли в этом существенную роль несколько забытый за время кризиса механизм лизинга?

Первым делом самолеты

По итогам 2009 года объем новых лизинговых сделок в УрФО упал более значительно, чем в других федеральных округах, - на 53 процента. Аналитики связывают это с резким спадом промышленного производства. Наибольшую активность в приобретении новой техники путем лизинга проявили бизнес-структуры Ямало-Ненецкого автономного округа, закупавшие нефтегазодобывающее оборудование.

Однако в данный момент участники рынка отмечают подъем в сфере финансовой аренды.

- Тренд на восстановление рынка стал четко прослеживаться с середины третьего - начала четвертого квартала 2009 года и сохраняется до сих пор, - рассказывает директор екатеринбургского представительства одной из крупных федеральных лизинговых компаний Евгений Пицик. - Темпы восстановления нельзя назвать высокими, но процесс этот достаточно стабилен. Первый и особенно второй кварталы 2009 года стали самыми тяжелыми для рынка лизинга в нашей стране за все время его существования. На пике кризиса объем этих услуг опустился до уровня конца 2004 - начала 2005 годов.

По данным Российской ассоциации лизинговых компаний, максимально - в два раза - вслед за автопромом в прошлом году "просел" и автолизинг. Основные объемы лизинговых сделок пришлись на крупные объекты - самолеты, суда и железнодорожную технику. С семи до десяти процентов выросла доля сельскохозяйственного лизинга, а вот приобретение промышленного оборудования с использованием этого механизма тоже заметно сократилось - почти на треть.

Меньше стало и самих структур, работающих на этом рынке. По данным Рослизинга, на территории Уральского федерального округа около 40 крупных лизинговых компаний. В Свердловской области активно функционируют сейчас около 20 из докризисных четырех десятков фирм. Официальных закрытий, впрочем, нет, поскольку лизинговые обязательства относительно долгосрочны, и компаниям необходимо закончить работу с уже имеющимися покупателями.

Денежный канал

Финансирование - вот один из ключевых вопросов такого бизнеса: лизинговые компании в большинстве своем тоже кредитуются в банках. Доступность кредитных средств в прошлом году существенно снизилась, и хотя сейчас коммерческие банки стремятся к приросту объемов кредитования, лизинг не стал для них привлекательной сферой - в частности, потому что во многих банках есть собственные лизинговые отделы. Как отметил директор по Уральскому региону одной из федеральных лизинговых компаний Родион Ямалов, "если банку придется выбирать, кому дать кредит - торговой, транспортной или лизинговой компании, - лизинг профинансируют в последнюю очередь".

Каналы финансирования сохранили лишь наиболее устойчивые структуры. Участники уральского рынка отмечают работу одного из госбанков, созданного для поддержки производства, но действующего посредством кредитования обычных банков и инфраструктурных компаний. Этот банк работает в УрФО с семью лизинговыми компаниями, и заявки еще трех фирм находятся на рассмотрении. Стоимость привлечения средств - 10 процентов годовых, в то время как у большинства финансовых структур ставки выше в 1,3 - 1,5 раза.

Спрос на секонд-хэнд

К решению проблемы просроченной задолженности у лизинговых компаний нет единого подхода: некоторые из них изымали технику при просрочке платежа в несколько недель, а другие большинство проблемных контрактов подвергли реструктуризации.

- Некоторые лизингополучатели, испытывая финансовые трудности, пошли по пути возврата имущества. В результате многие лизинговые компании остались с большим количеством труднореализуемой в условиях кризиса техники, не могли обеспечить доходность и своевременно отвечать по своим обязательствам перед банками, - рассказывает начальник управления развития корпоративных продуктов крупного регионального банка Елена Сорвина.

Однако в 2010 году ситуация на рынке бывшего в использовании оборудования изменилась.

- Сейчас на вторичном рынке автотехники и оборудования бум спроса, - рассказывает Родион Ямалов, - и оно больше не задерживается у лизинговой компании.

Эксперт связывает тенденцию с удорожанием новой техники из-за прошлогоднего роста курсов валют. Евгений Пицик тоже отмечает, что число возвращенных предметов лизинга в компании сократилось в несколько раз. Замдиректора по Уральскому региону еще одной крупной лизинговой компании Вадим Константинов рассказал, что аналогичные процессы происходят в сфере реализации строительной техники, которой предприятия-подрядчики вернули довольно много - сейчас она вновь востребована. Во время кризиса компании практиковали даже "вторичный" лизинг, оформляя договоры финансовой аренды на изъятую технику. Однако сейчас речь, как правило, идет об обычной продаже.

Амортизация затягивается

С начала прошлого года произошли изменения в налогообложении лизинговых операций: был отменен тройной коэффициент ускоренной амортизации для покупаемых в лизинг основных средств, таких как компьютерное оборудование, оргтехника, часть легковых автомобилей и транспортных средств, некоторое оборудование для деревообработки и другое имущество, срок полезного использования которого ограничен пятью годами. Отношение к этому нововведению разное: одни эксперты отмечают, что существенных изменений оно не принесло, другие видят в этом одну из причин падения рынка автолизинга: ведь расходы списываются не столь оперативно, возникает незапланированная прибыль, растет налоговая нагрузка и падает доходность операций.

По словам Вадима Константинова, лизинговые компании нашли способ работы в новых условиях: они просто учитывают это имущество не на своем балансе, а переводят на баланс фирмы покупателя, которая имеет право "списывать" не только амортизацию, но и разницу между ней и размером лизингового платежа. Однако если учитывать, что одновременно был отменен понижающий амортизационный коэффициент для автомобилей стоимостью свыше 600 тысяч рублей, то получается, что данная инновация работает против отечественного автопрома: ведь импортные машины сейчас можно списать быстрее, чем недорогие российские.

Компетентно

Александр Боркунов, начальник отдела машиностроения и ОПК министерства промышленности и науки Свердловской области:

- Количество предприятий, пользующихся услугой лизинга, увеличивается. Крупные компании могут привлекать кредиты на переоборудование в западных банках, однако такие предприятия в регионе можно пересчитать по пальцам. Для прямой работы с заграницей необходимо, например, прохождение IPO, без этого западные банки не идут на риск. В то же время лизинговые компании имеют доступ к этому финансированию, и даже с учетом их маржи покупать оборудование в лизинг часто выгоднее, чем кредитоваться в отечественных банках. Например, самый мощный в России лазерный комплекс для машиностроительной отрасли был приобретен в Германии в лизинг. В пик кризиса, когда купившее его уральское предприятие не смогло придерживаться графика выплат, его руководству удалось договориться с лизинговой компанией о реструктуризации, и в январе-феврале прошлого года они не платили практически ничего, погасив эту задолженность в конце 2009 года.

Справка "РГ"

Лизинг (финансовая аренда, позволяющая не только пользоваться техникой, но и дешево потом приобрести ее) - очень удобный механизм инвестирования. Услуга лизинга дороже кредитов, но зато на размер лизинговых платежей можно уменьшать налогооблагаемую прибыль, оптимизируя выплаты государству.

Экономика Курганская область Свердловская область Тюменская область ХМАО Челябинская область ЯНАО Урал и Западная Сибирь