В регионах Верхней Волги развивают малую авиацию и заново осваивают старые, но уже забытые маршруты пассажирского сообщения.
Так, после 24-летнего перерыва возобновлены полеты между Костромой и Санкт-Петербургом. Теперь из аэропорта "Сокеркино" в Северную столицу будет регулярно летать Ан-26. Первыми его пассажирами стали дети из приемных и опекаемых семей Шарьинского района и местного детского дома. Для них региональные власти организовали благотворительную экскурсию по Санкт-Петербургу. Сегодня авиарейсы из города на Волге до города на Неве выполняются раз в неделю по вторникам. Время полета - немногим более двух часов. Билет в одну сторону обходится пассажиру в 2675 рублей.
Рейс до Северной столицы - очередной этап в развитии костромского аэропорта и авиапредприятия. Год назад, тоже после долгого простоя, здесь были возобновлены регулярные пассажирские рейсы до Москвы. А летом можно летать еще и на юг - в Анапу через Воронеж. Это стоит около 5,5 тысячи рублей, но, несмотря на недешевые билеты, желающих без заездов в московские аэропорты улететь на отдых предостаточно. Кроме столиц и Черноморского побережья, костромские авиаперевозчики доставляют людей по областным маршрутам, а также в соседнюю Ивановскую область. Причем регулярно, летом - два раза в неделю. На пригородных маршрутах используются вертолеты Ми-2, до Шарьи и Боговарова - самолеты Ан-26.
Ивановский аэропорт "Южный", несмотря на проведенную по соглашению с правительством Москвы реконструкцию, регулярные пассажирские рейсы после долгого простоя возобновлял с большим трудом. Первая попытка в 2008 году оказалась неудачной, и в начале 2009-го все рейсы отменили на неопределенный срок. Лишь прошлым летом, с приходом нового авиаперевозчика, ивановцы наконец получили возможность летать в столицу. Сегодня отсюда четыре раза в неделю примерно за час можно добраться до московского "Домодедова". Причем если билет на самолет приобретен минимум за 20 дней, то он обойдется в ту же сумму, что и в плацкартный вагон поезда - 500 рублей. В иных случаях стоимость поездки доходит до 2500 рублей.
А вот в Ярославле, несмотря на заинтересованность того же самого авиаперевозчика, что пришел в Иваново, регулярные пассажирские рейсы в очередной раз приказали долго жить. В регионе провалилась уже третья за последние годы попытка организовать их из местного аэропорта "Туношна". Первая была сделана еще в 90-е, когда одна из столичных авиакомпаний рискнула потратиться на открытие воздушного сообщения между Ярославлем и Сочи. К морю тогда летал пробный рекламный рейс, однако ярославцы остались верны более дешевым поездам. Несколько лет назад крах потерпела идея запуска авиатакси по маршруту Ярославль - Москва. Летать на шестиместном самолете почти за пять тысяч рублей в столицу, до которой четыре часа езды на электричке, желающих оказалось немного.
Прошлогодний вариант организации полетов на фоне двух первых выглядел реалистичным. Но открытое летом авиасообщение между Ярославлем и Москвой продержалось лишь до осени. Хотя полет в 30-местном бразильском самолете обходился ярославцам примерно в те же деньги, что ивановцам, здесь желающих добираться до столицы по небу оказалось меньше. По словам сотрудников аэропорта, если бы эти авиаперевозки частично дотировались из областного бюджета, как это делается в Иванове и Костроме, регулярные рейсы удалось бы сохранить. Но, поскольку они себя не окупали, их отменили.
Сегодня "Туношна" принимает и отправляет чартерные рейсы, выполняет грузовые перевозки, в том числе международные. Но о регулярном пассажирском сообщении, в том числе и по внутриобластным маршрутам, речи пока нет.
Тверской регион "большой" гражданской авиацией не богат. В дорыночный период вследствие географической близости к двум крупнейшим транспортным узлам - Москве и Ленинграду - надобности в ней не было. Жители области легко добирались до "Шереметьева" и "Внукова" железнодорожным или автомобильным транспортом, и уже там поднимались на борт воздушного судна.
Практически все имеющиеся в регионе авиабазы связаны с деятельностью минобороны. И лишь в последние годы некоторые из них (в частности, аэродром "Мигалово" в областном центре) перепрофилируются в объекты двойного назначения. Власти и заинтересованные ведомства вот уже несколько лет пытаются найти варианты с выгодой использовать очевидную (130 км) близость "Мигалова" к московскому авиатранспортному узлу. Так, посадка здесь авиагрузовиков (в том числе сверхтяжелых, типа "Руслана") и последующая обработка грузов в Твери могли бы частично разгрузить столичные аэродромы и товарные склады. Но бизнес-круги пока осторожничают. Ведь конверсия - слишком дорогое удовольствие.
Но сказанное вовсе не означает, что регион остается за бортом "большой" авиации. Свою лепту в общее дело он, безусловно, вносит. Здесь есть предприятия, выпускающие авиационные комплектующие или занимающиеся ремонтом воздушных судов. Буквально на днях их перечень пополнился еще одним. В городе Кимры заложен первый камень в основание будущего научно-производственного комплекса, специализация которого - проектирование и производство теплообменников и других агрегатов интегрированной системы кондиционирования воздуха для российского самолета нового поколения MC-21. Инвестор - ведущая российская профильная компания, чьи теплообменники эксплуатируются в лучших западных самолетах, - вложит в проект более полумиллиарда рублей, создав при этом 350 рабочих мест. Ввод в эксплуатацию первой очереди планируется на 2011 год. К слову, "кимрский проект" реализуется с 2007-го, но до сих пор авиакомплектующие выпускались на арендованных площадях. Теперь же появятся собственные.
Впрочем, основное внимание власти уделяют развитию малой авиации. Территория региона густо покрыта лесами, водоемами и болотами, насыщена поселениями, испещрена транспортными магистралями и бездорожьем. И поэтому ей необходимы пассажирские и грузовые перевозки вертолетами и маловместительными самолетами, воздушная "скорая помощь", пожарная, спасательная и сельскохозяйственная авиация и многое другое. Некоторые решения, принятые на этот счет, стали в прямом смысле слова следствием пролитой крови. Если бы в декабре прошлого года вблизи места крушения "Невского экспресса" находилась вертолетная площадка, эвакуировать раненых и пострадавших удалось бы значительно быстрее.
Добавим, что Тверская область сегодня еще и своеобразная "тестовая" площадка для ряда всероссийских авиационных проектов. Так, с марта здесь реализуется экспериментальный проект по "упрощенной системе подачи срочных планов". Суть в том, что пилот авиакомпании, включенной в реестр добросовестных пользователей воздушного пространства, имеет право получить разрешение на полет, подав заявку всего лишь за час до вылета.