На следующей неделе в Госдуме пройдут слушания по принятию поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Речь идет о статьях, касающихся водителей.
Перед этим в парламенте решили обсудить изменения с представителями ГИБДД, правозащитниками, журналистами и юристами. Общественные слушания прошли под председательством Владимира Плигина. Среди нововведений ужесточение ответственности за езду без государственных регистрационных знаков. Если сейчас за это предусмотрен штраф 100 рублей, то парламентарии предлагают его увеличить до 500. А также распространить это наказание на тех, кто устанавливает на номера всевозможные сетки и прочие приспособления, чтобы избежать бдительного ока камер автоматической фиксации нарушений.
До 500 рублей вырастет и штраф за тонированные стекла, светопропускание которых не соответствует нормам. Интересно, что инициатива с запретом тонировки пошла из Ингушетии. На Кавказе машины с затемненными стеклами - это реально опасно для жизни. Во-первых, в таких авто чаще всего передвигаются боевики. Во-вторых, тонированные машины опасны и для владельцев, которых силовики тоже могут легко принять за бандитов и открыть огонь на поражение. В то же время автомобильные правозащитники обратили внимание на то, что во многих регионах сотрудники госавтоинспекции явно злоупотребляют положением о тонировке. Зачастую они определяют ее несоответствие на глаз без специальных приборов. Кроме того, на просьбу автовладельца не отдирать пленку прямо на дороге, а хотя бы доехать до сервиса, где ее снимут, отвечают... административным арестом на 15 суток за неподчинение сотрудникам милиции.
Стоит напомнить, что за такое нарушение пока еще предусмотрено только одно наказание: штраф 100 рублей.
Как рассказал председатель общественного движения "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков, существует реальная проблема, когда уведомление о штрафах, которые присылают по месту жительства, не всегда доходят до человека. Многие зарегистрированы по одному адресу, а проживают по другому. Неуплата штрафа ведет в свою очередь к другим неприятным последствиям, в том числе и к административному аресту.
Владимир Плигин заявил, что законодатели работают над этой проблемой, в том числе и в рамках создания электронного правительства. Как пример он привел опыт ряда западных стран, где для переписки физического лица с гос органами существует отдельный специальный адрес.
Помимо этого законодатели предложили подумать и об увеличении минимального размера штрафа. Он может увеличиться со 100 до 300 рублей. Потому что сотня "деревянных", как признали участники слушаний, уже на нарушителей никак не действует. Надо сказать, и судебным приставам невыгодно разыскивать неплательщиков столь низких штрафов. Накладные расходы обходятся дороже.
Среди некоторого послабления в правилах - появившаяся вилка в статье о выезде на "встречку" в нарушении правил. Если до сих пор за это полагалось исключительно лишение прав, то после внесения поправок в этой статье появится штраф в размере пяти тысяч. Правда, назначать его будут только тем нарушителям, которых подловила камера, работающая в автоматическом режиме. Для всех остальных наказание останется прежним - лишение прав. Дело в том, что по закону по нарушениям, выявленным автоматикой, можно наказывать только штрафом и по самой нижней планке, предусмотренной в статье. Поэтому на дорогах есть такой юридический казус: человек превысил скорость более чем на 60 км/час, камера его зафиксировала, а наказание к нему применить нельзя, потому что статья не предусматривает штрафа. Именно эту коллизию и хотят исправить.
По итогам вчерашних слушаний Владимир Плигин договорился с общественниками, что теперь подобные встречи станут регулярными: как минимум один-два раза в год в начале каждой парламентской сессии.