Сегодня около 69% российских пользователей Интернета скачивают музыку и фильмы на бесплатных онлайн-ресурсах, но при этом лишь 9% считают это преступлением. И это только одна из проблем, с которыми приходится сталкиваться операторам IPTV. Две другие: отсутствие единых технологических стандартов и недоверие владельцев контента.
Несколько лет назад операторы IPTV серьезно рассчитывали на востребованность услуги "видео по запросу" - VoD. Сегодня же, по словам первого вице-президента по коммерческой деятельности компании "ТрансТелеКом" Виталия Котова, деньги операторам приносит только абонентская плата за ТВ-пакеты, а проникновение IPTV в мире остается на уровне 2%. Причиной тому - развивающиеся в Интернете механизмы бесплатного скачивания контента, рассчитанного на платформу VoD. "С учетом того, что около 80% абонентов в Москве используют безлимитные тарифные планы, скачать любой фильм не представляет для них проблемы, - говорит Котов. - Объем интернет-рынка пиратского кино в России сегодня достиг $220 млн, а нелегальные продажи видео через Интернет составляют $60 млн. Между тем практически все операторы IPTV вложились в платформу VoD, однако сейчас раздумывают, чем их загрузить, если видеоконтент не пользуется спросом у пользователей". По мнению вице-президента TeliaSonera Сесилии Эдстрем, это может быть ТВ-контент, которого нет на торрентах, с возможностью офлайн- и даже онлайн-просмотров через Интернет. "ТВ-контентщикам нужно идти в мир персональных компьютеров, - считает она. - Здесь IPTV-операторы могут предоставить хорошее решение. Здесь особенность в том, что контент зашифрован и не переносится на другие носители, чего больше всего опасаются правообладатели".
В то же время эксперты рынка считают, что как раз убедить в этом правообладателей будет непросто: до недавнего времени им приходилось объяснять, что между IPTV и Интернетом не следует ставить знак равенства, поскольку IPTV - это просто технология, позволяющая эффективно передавать телевизионный канал по интернет-протоколу. "Говоря о проблеме интернет-пиратства, перекрывшего, в частности, кислород для VoD, я подчеркиваю, что виной тому пассивность самих правообладателей, - считает исполнительный директор Yota Игорь Торгов. - Они пока еще не осознали, что будущее контентного бизнеса за онлайн-дистрибуцией .
Среди других возможностей монетизации интерактивности IPTV - сбор интересующей контентовладельцев статистики, вплоть до востребованности конкретной передачи по конкретному каналу в конкретный момент времени, а также показ внутренней и контекстной рекламы в пользовательских интерфейсах. Другими словами, интерактивность может реализовать маркетинговые механизмы, интересные как для самого оператора, так и для внешнего заказчика. "Предложение интерактивных сервисов - это сегодня вообще единственный способ продать IPTV-решения, - считает президент Sistema Shyam TeleServices Ltd Всеволод Розанов. - Операторы в разных странах мира, чтобы поднять продажи IPTV, помимо трех основных сервисов - Time Shift, nPVR, VoD - предоставляют еще и различные интерактивные услуги: создание фильмов с участием своих абонентов, размещение на платформе IPTV контента абонента, за который абонент назначает цену, а доход делится между абонентом и оператором, показ в эфире видеороликов и фото телезрителей. При этом как самостоятельная услуга телесмотрения IPTV проигрывает привычным кабельному, спутниковому и эфирному ТВ".
Тормозит развитие IPTV и отсутствие общепринятых стандартов. Представители компаний, внедряющих IPTV, жалуются на отсутствие описанного и реализованного общего подхода, из-за чего все решения приходится "дорабатывать напильником".
Аналитики рынка заявляют, что залог успеха IPTV на массовом рынке - стандартизация, и массовым IPTV станет только в том случае, если произойдет переход от закрытых решений к открытым.