18.06.2010 07:08
Авто

Альянс Renault-Nissan и АвтоВАЗа намерен увеличить долю в России до 40 процентов

Самарский губернатор точно определил, сколько "микстуры" нужно больному АвтоВАЗу
Текст:  Олег Горбунов
Российская газета - Федеральный выпуск: №132 (5211)
Читать на сайте RG.RU

По сообщению агентства "Автостат", альянс Renault-Nissan- АвтоВАЗ намерен занять до 40 процентов отечественного автомобильного рынка, доведя объем производства автомобилей на трех своих заводах в Тольятти, Москве и Санкт-Петербурге к 2012 году до 1,3 миллиона единиц.

Ведущая роль в исполнении этих амбициозных планов выпадает АвтоВАЗу, с конвейера которого в лучший период до кризиса сходило около миллиона автомобилей Lada в год. Уже в нынешнем году автогигант планирует поднять производство до 550 тысяч машин против 294 тысяч в неудачном для автопрома 2009 году. Резкий рост спроса и, соответственно, продаж и производственных показателей АвтоВАЗа напрямую связан с программой утилизации старых автомобилей, которая введена решением правительства РФ в марте этого года.

Владельцы старых "Жигулей", которые благодаря этой программе смогли купить новенькие "Лады", хорошо помнят, как еще в начале года премьер Владимир Путин призвал главу минпром торга Виктора Христенко запустить процесс не с 20 марта, как планировалось ранее, а с 8 марта. Соответственно, и в среде автомобилистов, и в многотысячном коллективе АвтоВАЗа нет расхождений в вопросе о том, кого считать родоначальником спасительной программы. Этот проект стимулирования потребителя и поддержки автопроизводителя не стал бы полным без активного участия губернатора Самарской области Владимира Артякова.

Некогда возглавлявший АвтоВАЗ нынешний губернатор лучше и раньше других сориентировался в вопросах практического применения утилизационной программы. На майской встрече с главой правительства РФ Артяков проинформировал о 40-процентном росте продаж автомобилей Lada, отметив, что каждая пятая машина продается в рамках новой программы, которая вначале была рассчитана до осени 2010 года. Но, как известно, на месте лучше видно, какой рецепт требуется такому всероссийскому больному, как тольяттинский АвтоВАЗ. По расчетам губернатора выходило, что для вывода предприятия на безубыточный уровень необходимо продление утилизационной программы до 2011 года.

Такую точку зрения разделяли и многие другие руководители, включая капитанов автостроительного бизнеса, профильных федеральных чиновников, лидеров тех регионов, где сосредоточены крупнейшие автопроизводства. О многом говорит тот факт, что из всех сторонников пролонгации утилизационной программы высокой аудиенции удостоился именно самарский губернатор. Впрочем, это и неудивительно: судьбы автопрома должны решать профессионалы, хорошо знающие особенности региональной экономики.

Инициатива самарского губернатора и его расчеты были полностью одобрены. Проанализировав предложение регионального лидера о продлении утилизационной программы, в правительстве РФ пришли к однозначному выводу о том, что такое решение является единственно правильным. Ведь если предоставленный ранее объем государственного финансирования по программе утилизации составлял 10 миллиардов рублей и был рассчитан на 200 тысяч сертификатов ценой в 50 тысяч рублей каждый, то губернаторский проект по его удвоению охватывал уже 400 тысяч потенциальных покупателей отечественных автомобилей. Причем, как показал опыт первых месяцев действия программы, значительная часть 50-тысячных сертификатов, получаемых россиянами в обмен на сдачу в утиль старых машин, используется для покупки именно автомобилей марки Lada.

Новый жизненно необходимый бонус для АвтоВАЗа и для всего отечественного автопрома, который стал реальностью благодаря инициативности руководства Самарского региона, позволил окончательно преодолеть последствия кризиса на автогиганте и в экономике региона. Без малого двукратный рост производства АвтоВАЗа и увеличение основных показателей социально-экономического развития Самарской области стали лучшим свидетельством эффективности работы губернаторской команды в кризисный период. Похоже, оппонентам такого курса, ранее критиковавшим региональное руководство за якобы недостаточную активность в преодолении кризисных явлений и даже самоустранение от текущих проблем автогиганта, больше нечего возразить. Ведь и из Москвы, и из Самары хорошо видно, что пошатнувшийся было АвтоВАЗ сейчас под надежным контролем областного руководства и ни о каких сокращениях на предприятии не может быть и речи.

Легковые авто Самара Средняя Волга Renault