Проект постановления об отсрочке или рассрочке при импорте самолетов опубликовала Федеральная таможенная служба (ФТС). Правительство решило создать условия авиакомпаниям для обновления парка. Минтранс поддерживает инициативу и предлагает вовсе отменить или сократить НДС при импорте самолетов, аналоги которых не производятся в России.
По мнению экспертов сейчас большинство авиакомпаний предпочитают импортировать самолеты в рамках режима временного ввоза, а именно не платить сразу 100% за пошлину и НДС, а растянуть платеж в течение трех лет - по 3% ежемесячно. Если льгота по НДС будет одобрена, то период отсрочки будет регулироваться национальным законодательством, то есть не превысит полгода. С 1 июля льготы для пошлин будут регулироваться законодательством Таможенного союза (ТС).
Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов объяснил "РБГ", что данная отсрочка/рассрочка поможет компаниям быстрее модернизировать свой парк, впрочем, вряд ли способна серьезно помочь авиакомпаниям. "Наши авиакомпании уже давно просят власти отменить ввозные пошлины совсем, но это не делается, - говорит эксперт. - Возможно, средним и небольшим авиакомпаниям, которые ввозят буквально один-два самолета в год, эта льгота может быть интересна, поскольку для них важен каждый рубль".
Что касается самих авиакомпаний, то особой радости они не испытывают. Как отметили в ГТК "Россия" обновление парка они уже провели и в ближайшее время новых самолетов приобретать не планируют. В Sky Express подсчитали, если ввезти 10 подержанных лайнеров, то льгота по НДС позволит сэкономить около 5 млн руб. в месяц. А это небольшая сумма даже для средней авиакомпании, не говоря уж о крупных.
Между тем
В марте этого года чиновники уже обещали обнулить до 2015 г. ввозные пошлины на гражданские самолеты, однако окончательное решение комиссии ТС принять не удалось.
Сейчас в России не облагаются пошлиной импортные гражданские самолеты вместимостью до 50 посадочных мест и свыше 300 посадочных мест, к остальным воздушным судам применяется импортная пошлина в размере 20%.
Единый таможенный тариф ТС сохраняет действовавшие в РФ ставки на импорт авиатехники, направленные на поддержку отечественных производителей самолетов. Однако помимо этого Казахстан договорился с Россией о том, что до 2017 года будет действовать существующий ныне льготный режим для свободных экономических зон (СЭЗ) в рамках ТС.