Вопрос создания Федерального агентства автомобильного транспорта по обеспечению безопасности на автотранспорте давно назрел.
Об этом вчера на заседании коллегии минтранса, посвященном мерам безопасности перевозок пассажиров и грузов по автодорогам, сказал замминистра транспорта Николай Лямов. Причем, по словам чиновника, новую структуру можно сформировать без особых затрат.
По мнению вице-премьера Сергея Иванова, присутствовавшего на коллегии, в обеспечении безопасности пассажирских перевозок задействованы различные органы власти. Поэтому необходима четкая координация всех структур, которые формируют законодательную, нормативно-правовую базу и решают задачи специального характера, а также осуществляют контрольно-надзорные функции.
В минтрансе констатировали, что сегодня у автомобилистов нет единого федерального органа, который осуществлял бы исполнение госуслуг в сфере автотранспорта, включая полный объем работ по обеспечению транспортной безопасности. По словам Николая Лямова, вопрос создания Федерального автомобильного агентства можно было бы решить без особых бюджетных затрат - просто перераспределив численность в министерстве и взяв специалистов из Ространснадзора...
Лямов сказал, что на данный момент большинство регионов поддерживают эту идею. Однако предложение по созданию такого федерального органа в правительство пока еще минтранс не направлял. Поэтому сроки создания агентства назвать сложно. Лямов отметил, что на данный момент в регионах, особенно в муниципалитетах, ничтожно мало количество специалистов, которые знают, как решать вопросы по организации автомобильных перевозок и транспортного обслуживания населения. И поэтому необходим федеральный координационный центр, который бы помогал местному управлению справляться с этим вопросом. Также агентство могло бы заниматься вопросами перевозки грузов для минобороны, например, заключало единый договор и осуществляло бы координацию перевозок. Агентство, по мнению Лямова, должно контролировать и перевозку опасных грузов, подготовку персонала для автомобильной отрасли.
В свою очередь, вице-премьер Сергей Иванов констатировал, что на данный момент подготовка водителей оставляет желать лучшего. По его мнению, необходимо повысить требования к этой подготовке. По его словам, сегодня практически не предусмотрена какая-либо ответственность автошкол за поведение их выпускников на дорогах. Выдал права - и до свидания. Неудивительно, что более трети ДТП совершаются водителями, которые только-только получили права. Хотя, казалось бы, они должны быть особенно внимательны, находясь за рулем. Но все происходит ровно наоборот, сказал Иванов. Состояние автобусного парка тоже вызвало у вице-премьера большую обеспокоенность. По его данным, по дорогам ездят автобусы, где "заваливаются окна". И этот вопрос тоже необходимо решать.
Важным направлением является и предъявление высоких требований к профессиональным водителям, обеспечение безопасности перевозок с внедрением инновационных технологий, в том числе спутниковых навигационных систем. Иванов сказал, что внедрение системы экстренного реагирования при авариях на автомобильном транспорте позволит сократить время реагирования экстренных служб при ДТП на 10-30 процентов, что поможет сохранить жизнь людей. В целом, по мнению вице-премьера, пассажирские перевозки сейчас развиты неплохо, но важно, чтобы они развивались цивилизованно. На данный момент они уже составляют конкуренцию авиационному и железнодорожному транспорту. Но есть некоторые подводные камни. Только 30 процентов пассажирских перевозок между регионами являются легальными. Можно сказать, что остальные 70 процентов не платят никаких налогов, а получают в месяц от своей деятельности по 500-600 тысяч рублей. Если даже штраф для них будет 40 тысяч рублей, то это будет мертвому припарка. Ведь еще надо выявить нарушителя. По мнению Иванова, административные штрафы должны быть разорительными, чтобы нелегальные перевозчики не могли играючи их выплачивать. Напомним, что сейчас в Госдуме находятся поправки в административный кодекс, которые как раз предлагают ввести штраф в размере 40 тысяч рублей. Однако в минтрансе считают, что увеличение штрафных санкций за неуведомление о перевозке должн быть не менее 100-150 тысяч рублей.
Иванов сказал, что штрафные санкции в Евросоюзе довольно высокие. Тем самым перевозчики стараются не нарушать правила и нормы. У нас же даже речи не идет о высоких штрафах за гибель людей. По данным Иванова, за гибель пассажира одно из предприятий заплатило всего лишь 11 тысяч рублей. Если посчитать и сравнить это с авиационным транспортом, где единовременная выплата родственникам за гибель пассажира составляет 2 миллиона рублей, то на эту сумму, по подсчетам Иванова, на автотранспорте было выплачено штрафных санкций и страховок за 163 погибших человека. Конечно, у минтранса есть предложения по страхованию пассажиров, и они уже не раз озвучивались.
До 15 июля министерство представит в правительство еще комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте. А к 1 августа программа должна быть готова, чтобы быть представленной президенту. В ней будут прописаны мероприятия в сфере транспортного комплекса, связанные и с террористическим вмешательством, решение проблем по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте в рамках единой госсистемы, отметил Иванов. Конечно, кроме федеральных органов в ней должны участвовать и муниципалитеты. Однако проверки показали, что организация дорожного движения на местном уровне практически находится "на самоуправлении", в настоящее время ей никто не занимается. Исключение составляют большие города и федеральные дороги. А что именно творится в поселках и малых городках, неизвестно. По данным Иванова, там как раз происходит две трети всех дорожно-транспортных происшествий.
Минтранс уже предложил ряд корректив в законодательные акты, которые должны снизить аварийность на дорогах. По словам замминистра Николая Лямова, ведомству придется пойти на такую непопулярную меру, как запрет заказных ночных перевозок. Министерство отдает себе отчет в том, что это необходимо сделать, однако в ведомстве прислушиваются ко всем предложениям по изменению законодательной базы в этой сфере. Например, уже сейчас планируется исключить из списка запрета на ночные перевозки экскурсионные автобусы, регулярные межсубъектные перевозки можно будет осуществлять тоже в ночное время, но уведомляя о поездке Ространснадзор. Что касается вопроса ночевки на дорогах, то на данный момент подведомственная минтрансу структура "Дороги России" занимается вопросом организации придорожных гостиниц. Причем от инвесторов уже есть массы заявок по строительству таких гостиниц, уточнил Лямов.