02.07.2010 07:40
Авто

Главный автоинспектор страны предлагает лишать прав за неправильную парковку

Главный автоинспектор страны предлагает лишать прав за неправильную парковку
Текст:  Владимир Баршев Аркадий Колыбалов
Российская газета - Федеральный выпуск: №144 (5223)
Читать на сайте RG.RU

Сразу несколько законопроектов, непосредственно касающихся водителей, только что рассмотрены депутатами Госдумы.

Во втором чтении приняты поправки в Кодекс об административных правонарушениях в части видеофиксации правонарушений и количества разрешенных промилле. Согласно им дыхание водителя должно быть абсолютно чистым, без всяких примесей алкоголя. То есть для водителей вновь вводится сухой закон. Зато за выезд на встречную полосу можно будет не лишиться прав, а отделаться штрафом.

Эти новости и другие новации прокомментировал специально для "РГ" Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации, генерал-полковник Виктор Кирьянов.

Российская газета: Виктор Николаевич, зачем потребовалось править КоАП?

Виктор Кирьянов: У нас внесены изменения в Правила дорожного движения. Они вступят в силу 20 ноября этого года. К этому моменту надо привести в соответствие с ними и кодекс. Так, например, раньше у нас инспекторы оформляли разворот через сплошную как выезд на встречную. И судьи шли по этому же пути. Теперь все четко прописано: разворот и поворот - отдельно, выезд на встречную полосу - отдельно. Но надо учитывать, что маневр на встречной полосе всегда опасен, даже если он разрешен. ДТП из-за выезда на встречную полосу отличается наиболее тяжкими последствиями. Причем, заметьте, подавляющее большинство лобовых столкновений происходит там, где выезд на встречную не запрещен. Поэтому мы недавно начали проводить социальную кампанию под названием "Последняя встречная". Сняли ролик в формате 3D, и сейчас его показывают в кинотеатрах.

Кроме того, внесены поправки, благодаря которым можно будет более широко применять устройства фотовидеофиксации правонарушений. Так, например, до сих пор нельзя было использовать эти устройства для контроля за выездом на полосу встречного движения, потому что санкция за это была одна - лишение прав. Теперь за это нарушение будет предусмотрен еще и штраф. Но только для тех случаев, когда нарушение зафиксировано прибором, работающим в автоматическом режиме. Вообще надо полнее использовать эту технику.

РГ: Помимо этого в новой редакции предлагаются более жесткие санкции за выезд на трамвайные пути встречного направления. Теперь за это тоже предусмотрено лишение прав. Чем это обусловлено?

Кирьянов: У нас принято, что пассажир обходит автобус сзади, а трамвай спереди. И вот выходит человек из-за трамвая, смотрит вправо - встречного трамвая нет. И он начинает переходить. А с левой стороны мчится какой-то лихач, который решил объехать стоящий на остановке трамвай по встречным путям. Чем это заканчивается? Трагедией. Поэтому и новая норма такая появилась.

РГ: А что касается ноль промилле?

Кирьянов: Та норма, которая сейчас действует, - 0,3 промилле, была рекомендована медиками. Ее нельзя назвать разрешительной. Садиться выпившим за руль нельзя ни при каких обстоятельствах. Но народ понял ее именно как разрешение, что "чуть-чуть" можно. А там, где можно "чуть-чуть", можно и еще. Поэтому у нас такое количество пьяных за рулем. Президент предложил убрать эту норму. Не доросли мы еще до нее.

РГ: Вы же сами не раз говорили, что количество пьяных аварий у нас снижается.

Кирьянов: Количество дорожных происшествий с пьяными каждый год уменьшается, но уровень остается высоким. Миллион выявленных пьяных водителей за год - это много. А если бы мы не остановили такого водителя и не отстранили от управления, сколько бы бед и несчастий он причинил? Какие колоссальные убытки понесла бы страна? Причем миллион - это только выявленные. А сколько пьяных не остановили? Значит, нам надо работать в этом направлении.

РГ: Алкотестеры на дорогах не отменят?

Кирьянов: Поправки президента не затрагивают порядка проведения освидетельствования на алкогольное опьянение. То есть алкотестеры инспекторы по-прежнему будут применять. Но меня другое беспокоит. Вот сидят на скамеечке около подъезда люди. Видят, что пьяный сажает ребенка в машину и садится за руль. Ну останови его, скажи ему что-нибудь или позвони в милицию. Нет, никто этого не сделает. Это как назвать? Равнодушие?

РГ: Это менталитет...

Кирьянов: Мы говорили по ремням безопасности. Многие утверждали, что с этим ничего не сделаешь, что русский человек, он такой, менталитет не поменяешь... А ведь многие пристегнулись и начинают привыкать к ремню. Оказывается, можно пристегиваться, можно самим спасать свои жизни. И не надо на менталитет списывать. Или вот ситуация. Мы детей с младых ногтей приучаем к Правилам дорожного движения. Уже сотни детских автогородков открылось. Но проблема в том, что 50 процентов детей попадают в аварии будучи пассажирами. Количество ДТП по вине детей снижается. А с участием детей - рост. Дети - заложники ситуации. Мы их учим одному, а они выходят на улицу и видят прямо противоположное.

РГ: Сейчас на финишную прямую вышла Федеральная целевая программа по безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы. Удастся ли достигнуть поставленной цели, то есть сократить смертность на дорогах в полтора раза?

Кирьянов: 2004 год был взят как базовый. Тогда на дорогах погибло около 36 тысяч человек. В 2009-м - 26 тысяч. И у нас идет снижение по всем параметрам. Судите сами. Но главное, что эта проблема поднята на государственный уровень, что все понимают ее важность.

РГ: 2012 год уже не за горами. А дальше что будет?

Кирьянов: Есть поручение председателя правительства России начинать подготовку к программе 2013 - 2020 годов. Мы приступили к этой работе. В министерстве экономического развития проведено уже первое совещание. Тянуть мы не будем. Опыт у нас уже есть. Недостатки первой программы учтены, а шишек набили много.

РГ: Главный недостаток первой программы - недофинансирование?

Кирьянов: Да, 63 процента заложенных средств мы так и не увидели. А ведь для того чтобы в субъектах что-то двигать, строить пешеходные переходы, освещать дороги, нужно дать денег. С регионами нужно работать только на условиях софинансирования. Им надо помогать.

РГ: А с новой программой не возникнет тех же проблем с финансами?

Кирьянов: Уже победа, что есть поручение. Работа, которая сегодня идет, правильная и плодотворная. Это видно даже по статистике. Но главное - это то, что построен скелет управления системой дорожной безопасности. Мы знаем, как работать с министерствами и ведомствами, а также с законодателями. У нас теперь анализ причин ДТП на очень высоком уровне. Сейчас есть программа, которая позволяет до метров определить очаги аварийности. Пока она распространяется только на федеральные трассы. Она позволяет эффективно использовать денежные средства, которых не так много. Мы видим очаг аварийности, видим причины его появления. Если сейчас дорожники просто ремонтируют кусок дороги, то на основе данных этой программы мы можем им дать рекомендации, что нужно сделать конкретно. Спрямить дорогу, поставить отбойник, может, освещение установить, построить подземный или надземный переход... Мы видим ситуацию и можем подсказать, как ее исправить.

РГ: А с пробками эта программа не поможет бороться?

Кирьянов: Нет. Пробки - это тоже глобальная проблема. Сегодня экономический ущерб от них только в Москве - 38 миллиардов рублей. Мы сейчас все больше влезаем в тему экономического развития округов и показываем, что сегодня без вложения средств в безопасность движения все остановится. Количество транспорта растет. Даже в кризис прирост составил около 900 тысяч автомобилей. Кризис прошел, и сейчас народ снова стал активнее покупать машины. То есть заполняться наши дороги будут и пробок будет еще больше.

РГ: Понятно, что транспорт будет увеличиваться. Но есть рецепты, как минимизировать заторы?

Кирьянов: Они банальны. Необходимо строить дороги, развязки, заниматься организацией движения. Нужны парковки. В Москве негде поставить машину. Все паркуются в два, а то и в три ряда. Не могут проехать троллейбусы, водителям приходится нарушать правила и выезжать на встречную. Я предлагаю внести в КоАП еще одну поправку. А именно - дифференцированное наказание за нарушение правил парковки. Если человек просто припарковался под знаком "остановка запрещена", его наказывать штрафом. Встал во втором ряду - большим штрафом. А уж если в третьем - лишать прав. Как вам мое предложение? Предлагаю его обсудить.

РГ: При таком активном приросте транспорта возникает новая проблема. Хватит ли регистрационных знаков? В Москве уже выдают номера с новым кодом региона.

Кирьянов: Поэтому мы предложили сохранять номера за автомобилем. Такая возможность прописана в административном регламенте по регистрации транспортных средств. Кроме того, мы предлагаем выдавать номера старых, уже утилизированных автомобилей.

РГ: Сейчас планируется глобальное сокращение МВД. Как это затронет ваше ведомство? Кого сокращать будете?

Кирьянов: Это больной вопрос. Вы посмотрите, что у нас происходит. Количество транспорта увеличивается, число водителей растет, и даже того инспекторского состава, который есть сейчас, нам не хватает. Сотрудники просто не успевают. У нас только учетных аварий, то есть с пострадавшими, 203 тысячи за прошлый год. А сколько так называемого "железа", то есть аварий без пострадавших? В десятки раз больше. И на все эти аварии необходимо прибыть инспектору. А еще надо регулировать движение, выехать на место, где не работает светофор, и разрулить пробку. А еще обеспечить проезд... Мы сейчас подготовили предложения по сокращению численности сотрудников, но с учетом более широкого применения автоматического контроля.

РГ: По поводу мелких аварий. Теперь есть возможность разъехаться, не вызывая инспектора. Почему, на ваш взгляд, ею так неохотно пользуются?

Кирьянов: Потому что там несколько условий. Водители должны быть согласны с обстоятельствами ДТП. Ну когда у нас водители были в этом согласны? Каждый, как обычно, ехал на зеленый сигнал светофора. Другое условие - это ограничение по выплате: 25 тысяч. У некоторых иномарок легкая царапина может обойтись дороже. Поэтому стоят, ждут прибытия инспектора. А таких аварий только по Москве происходит тысяча-полторы в сутки. Если бы этого условия не было, тогда, конечно, было бы легче. Но у нас ОСАГО еще молодое, и мы к этому еще придем. Мы ведем постоянный диалог с Российским союзом страховщиков, и думаю, что вскоре Европейский протокол заработает у нас в полную силу. Пока же из-за мелкой царапины на бампере приходится выезжать инспектору.

РГ: Кстати, по поводу конфликтов. Была идея оборудовать камерами патрульные автомобили и посты ДПС, чтобы любое общение с инспектором проходило под запись...

Кирьянов: Эта идея сейчас реализуется. У нас в некоторых регионах устанавливается такая техника в автомобилях. Но не это главное. Главное, что мы разрешили снимать общение с инспектором на видео. То есть, если человек считает, что с ним хотят поступить не по закону, у него есть право достать камеру и снимать. Мы первые из всех служб пошли на такой шаг. Но с одним условием: инспектор тоже имеет право снимать происходящее. Таким образом, у инспектора и водителя равные права. Это, кстати, прописано в регламенте по работе дорожно-патрульной службы. Смотрите, мы создали регламент, в котором четко прописаны все действия инспектора, как он должен общаться с водителем, потому что все эти отношения должны быть нормальными, человеческими. Одними камерами их установить нельзя.

РГ: 3 июля отмечается профессиональный праздник - 74 года назад была создана служба, которую вы сейчас возглавляете. От души поздравляем!

Кирьянов: Спасибо. Я в свою очередь, пользуясь случаем, хочу поздравить с профессиональным праздником всех сотрудников ГИБДД. Уважение, профессионализм, безопасность - именно этими характеристиками должен руководствоваться каждый из нас, профессионально обеспечивая безопасность на дорогах страны. Желаю всем крепкого здоровья, счастья и семейного благополучия.

 

ПДД Легковые авто Дороги