29.07.2010 00:35
Экономика

Новый способ перехода через Лену позволит решить проблему ледовых заторов

Новый способ перехода через Лену позволит решить проблему ледовых заторов
Текст:  Владимир Таюрский (Республика Якутия)
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №0 (5245)
Читать на сайте RG.RU

Строительство железнодорожно-автомобильного моста через Лену, для которого уже проведены изыскания и разработан проект, может не состояться. Вместо моста предлагают вырыть тоннель под рекой.

Это не окончательное решение, но тот факт, что тоннельный вариант был недавно рассмотрен в Москве на представительном совещании с участием президента Якутии Егора Борисова и руководителей федеральных министерств и ведомств, включая заместителя министра транспорта Андрея Недосекова, говорит о многом. Судя по краткому официальному сообщению об этой встрече, в пользу тоннеля были приведены три важных аргумента: удешевление строительства и обслуживания, ускорение сроков строительства и то, что подводный путепровод, в отличие от моста, не будет способствовать образованию заторов на Лене во время ледохода.

Последний фактор имеет очень большое значение. Место, где планируется пересечь реку, - затороопасное. Что может произойти в случае, если весной здесь образуется огромная ледовая пробка, показал нынешний разрушительный паводок, когда выше по течению были затоплены несколько сел, никогда в обозримом прошлом не знавших наводнений. С заторами обычно расправляются с помощью взрывчатки. Но кто возьмет на себя смелость взрывать лед, если он упрется в опоры моста?

Как было отмечено на совещании в Москве, вечная мерзлота не должна стать непреодолимым препятствием при прокладке тоннеля. Непосредственно под руслом реки вечномерзлых грунтов нет, они начинаются в пойменной части. Поэтому необходимо найти такие инженерные решения, чтобы при строительстве и эксплуатации тоннеля не растеплить мерзлоту в пойме: ее оттаивание может привести к просадке и разрушению перехода.

Над всем этим предстоит работать специалистам, а окончательное решение в выборе способа перехода будет принято на уровне правительства страны.

В принципе, идея тоннельного перехода не нова. Более того, в 2005-2006 годах группа якутских ученых рассчитала, что тоннель обойдется в два раза дешевле, чем мост. Но вот парадокс: тогда их наработки были приняты в штыки всеми, кто имеет отношение к форсированию Лены. Министерство транспорта, связи и информатизации Якутии, в частности, выдвинуло контраргументы, из которых следовало: тоннельный переход и его обслуживание обойдутся значительно дороже, а строительство займет гораздо больше времени.

Точных цифр по стоимости тоннеля пока никто не называет, поэтому не стоит гадать, какой вариант дешевле в реальности и почему отношение властей к способу перехода через реку так резко поменялось. Возможно, причиной перемены позиций стал нынешний разрушительный паводок на Лене.

Что же касается проектной цены моста, по которому в соответствии с первоначальными планами в 2012 году уже должны пойти поезда и машины, в течение нескольких лет она неоднократно менялась и всегда - в сторону увеличения. Но даже при максимальной стоимости переход через Лену, по расчетам республиканских властей, должен окупиться за восемь лет, ежегодно позволяя экономить более десяти миллиардов рублей на северном завозе.

Общественный транспорт Якутия Дальний Восток