03.08.2010 00:20
Экономика

Опрос: 77 процентов участников форума "ИННОПРОМ-2010" высказались за здоровый лоббизм

Промышленники уверены, что внедрение инноваций невозможно без протекции государства
Текст:  Марина Некрасова (Екатеринбург)
Российская Бизнес-газета - : №28 (761)
Читать на сайте RG.RU

Что сегодня важнее для российской промышленности: внедрение технологических инноваций или дружба с властью? 77 % опрошенных участников форума "ИННОПРОМ-2010" высказались за здоровый лоббизм.

- Если бизнес не работает с действующей властью, это уже не бизнес. Конфликтовать с властью и надеяться на продвижение своих интересов в том или ином регионе невозможно. Но где та грань, когда цивилизованные лоббистские рамки переходят в коррупцию? - прокомментировал мнение зала Дмитрий Пумпянский, председатель совета директоров ТМК.

По словам губернатора Свердловской области Александра Мишарина, для развития бизнеса нужно использовать все способы. Если лоббирование позволяет ему вносить изменения в законодательство и развиваться, это нормальный процесс.

Пример других стран говорит, что инновационность экономики во многом определяется степенью участия государства в этом процессе как в виде акционера, так и в виде регулирующего звена. Силиконовая долина начиналась именно с госзаказов, по такому же пути прошли в свое время Финляндия, Израиль.

- Государство больше заинтересовано в том, чтобы тратить деньги, а не зарабатывать, между тем любые инновационные движения требуют оптимизации расходов. Что оно реально может как институт - создать инфраструктуру и не мешать (снизить административные барьеры, упростить вход на рынок). Нигде в мире государство не является эффективным менеджером или акционером. Заказчиком на инновации - да, - рассуждает Алексей Ситников, проректор Российской экономической школы.

- Наша уязвимость не в том, что государство присутствует в экономике, а в том, что бизнес крайне слабо присутствует во многих сферах. В России государственные расходы на НИОКР составляют примерно 200 млрд рублей, это 0,4-,05 % ВВП, расходы частных компаний - на треть меньше. А в мире бизнес тратит на НИОКР в разы больше, чем госзаказчики, - возражает Андрей Клепач, заместитель министра экономического развития РФ.

По замечанию господина Клепача государство никогда не отказывалось нести ответственность за стимулирование инновационной и технологической деятельности в промышленности, в частности, за инновационную политику компаний, акционером которых оно является. Другое дело, насколько существующая система результативна. У "Газпрома", например, расходы на НИОКР составляют всего 0,4% от его оборота.

- Эффективность федеральных целевых программ, через которые идет львиная часть финансирования НИОКР, не вызывает сегодня удовлетворения ни у государства, ни у бизнеса, - признает заместитель министра экономического развития РФ. - Это не должно быть просто тратой денег и написанием отчетов. Практическим выходом должны стать технологии, которые можно тиражировать в промышленность.

Свою точку зрения высказал и статс-секретарь, заместитель министра регионального развития РФ Юрий Осинцев. Он отметил, что в 90-е годы прошлого века пришла плеяда менеджеров, которые дожимают последние соки из старого оборудования. Государство готово создавать новые рабочие места под важные проекты, но таких предложений - единицы.

Другая задача государства в сфере инноваций - это создание условий для кооперации фундаментальной науки, вузов и бизнеса. Именно поэтому все предприятия с государственными активами обяжут принять программы инновационного развития с участием конкретных университетов.

- Это экзамен для вузов. 28 из них сегодня имеют статус исследовательских университетов, восемь - федеральных, если они не участвуют или плохо участвуют в конкурсе, непонятно, почему носят такое имя. Да, условия жесткие, есть большие риски непринятия работы заказчиками, но если проект удастся - это большая победа вуза, значит, он встроился в реальную ситуацию, - говорит Алексей Пономарев, заместитель министра образования и науки РФ.

Интересно, что и предприниматели, и чиновники сходятся во мнении, что оказывать прямую финансовую поддержку конкретным предприятиям не нужно, целесообразнее совершенствовать механизмы софинансирования НИОКР. Рынку инноваций требуются не столько налоговые льготы, сколько гарантированный пул заказов.

Крупные компании Екатеринбург Урал и Западная Сибирь