У российских таможенников появилась внутренняя детальная инструкция о новых правилах оформления личного автотранспорта, перемещаемого по территории Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.
Вчера этот документ "РГ" прокомментировали в Федеральной таможенной службе, разъяснив, какими документами необходимо запастись гражданам трех государств, чтобы доказать статус происхождения своего автомобиля при уплате налогов и пошлин. А также предупредили, что ждет граждан, чьи автомобили нигде не зарегистрированы.
Итак, те авто, которые физические лица ввезли в Россию до 1 января 2010 года, то есть до начала деятельности Таможенного союза, по словам таможенников, особого внимания не потребуют. Для подтверждения их статуса необходимо лишь предъявить паспорт транспортного средства (ПТС), декларацию с данными о том, что они действительно были оформлены до 1 января 2010 года в Республике Казахстан или в Белоруссии и могут ввозиться без уплаты таможенных платежей. При этом, разумеется, пригодятся и бумаги, свидетельствующие об уплате всех таких сборов на таможенной территории Таможенного союза.
Другое дело - авто, ввезенные в Россию из Белоруссии напрямую и через Казахстан с 1 января 2010 года до 1 января 2013 года. До этого срока в России сохраняются национальные ввозные пошлины на иномарки, которые в 1,5-2 раза выше, чем в Белоруссии. Эти машины владельцы не смогут продать в России или использовать в коммерческих целях, пока не задекларируют авто и не доплатят разницу между ранее уплаченными пошлинами на территории Белоруссии и российскими "расценками". Доплату можно произвести в специальных таможенных органах, которые определит ФТС России. Только после этого таможенники выдадут паспорта транспортных средств, подлежащих государственной регистрации в подразделениях ГИБДД МВД России. При этом, если автомобиль не будет соответствовать экологическому классу Евро-4, его в нашу страну не пропустят.
Между тем автомобили для личного пользования, уже зарегистрированные в Белоруссии или Казахстане, могут ввозиться в Россию временно, сроком не более года, без уплаты налогов и пошлин. И без дополнительного оформления. Правда, при условии, если их владельцы имеют у себя на родине постоянное место жительства. Таким образом, российские таможенники, пропуская такие автомобили на российско-белорусском или российско-казахстанском направлении государственной границы России, в первую очередь будут ориентироваться на прописку в паспорте с указанием точного места жительства владельца. Кроме того, чтобы подтвердить подлинность зарегистрированных в Белоруссии или Казахстане авто, необходимо иметь при себе свидетельство о постоянной регистрации на этих территориях своего железного коня. Если автомобиль не зарегистрирован, то есть, к примеру, находится на таможенном транзите, или снят с регистрационного учета, то эти данные должны быть заверены не менее как начальником того или иного регистрационного подразделения.
При отсутствии этих документов на авто их владельцев ждет два сценария развития событий. Автомобили могут быть либо помещены на склад временного хранения в непосредственной близости от места проведения таможенного контроля. Однако на какой точно срок, неизвестно. Либо вывезены за пределы территории России. Но это в том случае, если они не имеют криминальных признаков. Единственное послабление: решать, какой из сценариев выбрать, хозяева авто будут добровольно.