05.08.2010 00:40
Экономика

На Дальнем Востоке местные производители вытесняют с рынка "Пепси" и "Кока-Колу"

Дальневосточные производители увеличивают свою долю на рынке прохладительных напитков
Текст:  Татьяна Александрова (Благовещенск) Анна Бондаренко (Владивосток) Инна Глебова (Хабаровск) Владимир Таюрский (Якутск)
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №0 (5251)
Читать на сайте RG.RU

За два летних месяца в регионе в несколько раз вырос спрос на безалкогольную продукцию и пиво. Ситуацию на рынке напитков изучали корреспонденты "РГ".

Живая вода

Объем производства безалкогольных напитков в Хабаровском крае с весны увеличился в два раза. Всего же, по данным отдела развития и регулирования услуг торговли краевого министерства экономического развития и внешних связей, в первом полугодии реализовано прохладительных напитков на 588,8 миллиона рублей - почти в три раза больше, чем за такой же период 2009 года.

Свыше четверти в общем объеме продаж - доля местных производителей. В крае выпускают 56 наименований безалкогольных напитков и 21 - питьевой воды.

Местный "живой" квас - один из самых любимых напитков хабаровчан летом. Точки уличной торговли расположены по всему городу. Цены на один и тот же квас могут разниться - в зависимости от месторасположения палатки. Обычно они не превышают 9-10 рублей за стаканчик и 40 рублей за литр.

Для Людмилы Коноваловой, продавца кваса на одной из центральных улиц города, этот год гораздо удачнее предыдущего.

- В иной день я продаю до 150 литров, а в прошлом году удавалось реализовать только до 80, - делится она. - Люди стали более разборчивыми, им, например, один бренд нравится, а другой - нет. Выбирают и по вкусу, и по запаху - благо сейчас есть из чего. Квас - продукт скоропортящийся, кегу нужно реализовать в 72 часа, торгуем допоздна, пока есть покупатели.

Не снижается спрос и на продукцию пивоваров. Доля местных производителей - почти 65 процентов. Семь пивоваренных заводов выпускают 41 сорт пенного напитка. Однако падение продаж, ставшее результатом трехкратного роста акцизов, затронуло и хабаровских предпринимателей. За шесть месяцев объем производства дотянул примерно до 75 процентов уровня того же периода прошлого года. Больше всего пострадали элитные сорта - их реализация упала на 40 процентов. "Народные" марки, хоть и в меньшей степени, но также ощутили спад продаж - в первую очередь из-за роста цен. Так, стоимость пол-литровой бутылки популярного местного светлого пива выросла с декабря 2009 года с 19 до 25 рублей. Привозное той же категории также подорожало на шесть рублей - с 30 до 36.

По национальным рецептам

Ассортимент безалкогольных напитков, выпускаемых в Якутии, довольно обширен. На выбор предлагается несколько разновидностей напитков - от минеральных до кисломолочных.

Много лет популярна минеральная вода, добываемая из источника в Южной Якутии. Сравнительно недавно конкуренцию ей составила вроде бы обычная на вкус, да совсем не простая вода. Источник ее - расположенная неподалеку от столицы республики наледь, которая не успевает растаять за все жаркое якутское лето. Талую воду в регионе почитают за целебную - на зиму сельские жители специально заготавливают лед для пищевых нужд.

Впрочем, даже обыкновенная очищенная вода в емкостях от пяти до двадцати литров расходится влет, хотя и стоит двадцатилитровка 100 рублей.

Главным преимуществом безалкогольной продукции местного производства является цена

Освоили здесь и выпуск напитков с наполнителями, например, с клубничным. Вполне конкурентоспособен привозным аналогам и по качеству, и по цене местный квас.

Но наибольший подъем переживает производство бодрящих кисломолочных напитков, приготовленных по традиционным якутским рецептам. В последние годы в республике удалось стабилизировать поголовье крупного рогатого скота, стало быстро развиваться коневодство после включения отрасли в нацпроект развития АПК. И если прежде на прилавках магазинов даже летом, в сезон большого молока, практически невозможно было найти национальные напитки, сейчас этот пробел начали восполнять фермеры и сельхозкооперативы.

Якутяне охотно покупают суорат, кумыс из кобыльего молока и его аналог из молока коровьего - быппах. А в Кобяйском улусе фермер Сергей Моргуль научился делать кумыс из козьего. Привозных конкурентов у этих продуктов нет - суорат и быппах, к примеру, в других регионах не выпускают.

Однако разнообразие еще не означает изобилия. Местные изыски, приготовленные по национальным рецептам, пока можно купить далеко не в каждом магазине. Все эти факторы вкупе со сложностями технологического процесса и трудностями с доставкой товаров в город из сельской местности отражаются в ценах. Стандартная полуторалитровая пластиковая бутыль с кумысом обходится покупателю примерно в 150 рублей.

Без газировки

В нынешнем году на Приамурье обрушилась небывалая жара, в результате продажа безалкогольных напитков увеличилась в несколько раз.

Но структура этого рынка на протяжении нескольких лет остается стабильной. Примерно 30 процентов занимает местная продукция, остальное - товары мировых производителей ("Кока-Кола", "Пепси" и другие). В общем обороте розничной торговли удельный вес пищевой продукции, включая прохладительные напитки, в Амурской области в 2010 году составил 50,5 процента.

В последнее время заметно падает продажа сладких напитков. Более 75 процентов амурчан предпочитают сладкой газировке минеральную воду и соки, в том числе местного производства.

По словам специалистов областного министерства внешнеэкономического сотрудничества и потребительского рынка, рентабельность бизнеса прохладительных напитков составляет 10-20 процентов. Успешно работать могут только те предприятия, которые производят большие партии.

Главным преимуществом местной продукции является цена. Качественную минеральную воду можно купить за 12-16 рублей за 1,5 литра. Привозная минералка значительно дороже - 25-45 рублей за литр. Особенно дорог завозной квас, его цена - 47-49 рублей за 1,5 литра.

В последние годы в Приамурье увеличилось потребление пива. Если в 90-х годах прошлого века на одного амурчанина приходилось около 14 литров пенного напитка в год, то сейчас - 37. В области продается более 300 марок пива. Но большую часть рынка контролируют местные пивовары, и доля их ежегодно возрастает. В 2010-м она достигла 43 процентов.

Жажда местного разлива

Летом квас становится в Приморье одним из самых популярных напитков. В нынешнем сезоне спрос на него стабильно растет. Компании-производители оценивают увеличение продаж на 15-50 процентов.

- Уже в мае, - рассказали на одном из предприятий, выпускающих квас, - нам пришлось наращивать производство. Но пик спроса ждем в августе, с наступлением в крае жарких дней.

Менеджеры компаний - производителей безалкогольных напитков наблюдают еще одну тенденцию: потребители отказываются от лимонадов, цветных подслащенных газированных напитков, отдавая предпочтение если не квасу, то обычной воде.

Их наблюдения подтверждают цифры. По данным статистики, с января по июнь 2010 года в крае было произведено 83297 тысяч полулитров минеральной и газированной, неподслащенной и неароматизированной воды против 3053 тысяч газированной, содержащей добавки сахара или других вкусоароматических веществ. Специалисты из отдела маркетинга Приморскстата отмечают, что производство воды без добавок увеличилось на восемь процентов, с добавками - на два.

За январь-июнь в крае продано безалкогольных напитков на 99,3 миллиона рублей.

Подавляющее большинство реализуемых в крае напитков здесь же и выпускается. В Приморье даже действует завод одной из мировых компаний по производству газировки. Однако есть на прилавках и импортная продукция. Чаще всего это энергетические и функциональные напитки. В торговой сети Владивостока можно увидеть продукты, импортированные из Японии, являющейся признанным лидером в индустрии безалкогольных напитков, и Южной Кореи. Но дорогая транспортировка существенно влияет на конечную цену продукта.

Экономика Хабаровский край Якутия Амурская область Приморский край Дальний Восток