В Северной столице к борьбе с автохламом подключилась прокуратура. Она поможет принудительно эвакуировать брошенные машины.
Во дворе дома по улице Озерковая уже несколько лет стоят синие "жигули". У машины нет колес, стекла покрыты трещинами, левое крыло смято. На боковом стекле нацарапан телефон и подпись: "Куплю в утиль". Владелец "авточуда", впрочем, не торопится реагировать на это предложение: судя по всему, он использует "жигули" как склад. Внутри развалюхи - банки с краской, пустые бутылки и пластиковые ведра.
- Какой хозяйственный гражданин, - говорит Юлия Лукина, старший помощник прокурора Петродворцового района Санкт-Петербурга, обходя машину. - Еще на прошлой неделе внутри этих "жигулей" старые коврики лежали...
Ее коллега Андрей Садовников тем временем составляет акт: записывает в специальную бумагу модель, цвет и номер автомобиля. Через некоторое время этот документ, возможно, отправится в суд.
Петродворцовая прокуратура инициировала уже четыре иска против владельцев автохлама.
- По сути, это новый способ борьбы с "подснежниками", как часто называют брошенные машины, - поясняет Юлия Лукина. - Такие авто не только мешают уборке улиц и дворов, но и препятствуют проезду спецтехники. Вплоть до недавнего времени проблемой "подснежников" занимались только районные администрации и жилищно-коммунальные службы. Они составляли списки брошенных машин и передавали их в ГИБДД. Здесь владельцам развалюх выписывали штрафы. Впрочем, из-за того, что размер штрафа невысок, петербуржцы усилия властей чаще всего игнорировали.
Если прокуратура выиграет судебные дела, ситуация может измениться в корне: владельцев "подснежников" обяжут самостоятельно убрать свой автохлам. Иначе районная администрация сможет принудительно эвакуировать машины, а счета за их перевозку выставить собственникам.
Обладатели стареньких "жигулей" и "запорожцев" энтузиазм властей по поводу нового проекта не разделяют.
- Мой двор, моя машина - что хочу, то и делаю. Может быть, у меня и денег-то нет, чтобы от нее избавиться, - рассуждает Юрий, житель Петергофа.
Впрочем, он явно лукавит. Корреспондент "РГ" нашел как минимум несколько петербургских фирм, готовых бесплатно вывезти и утилизировать автохлам.
- Владельцу нужно снять машину с учета в ГИБДД и сделать ксерокопию выданной справки, - говорит Петр Старов, сотрудник одной из утилизационных фирм. - После этого стоит убедиться, что ничего не мешает подъезду эвакуатора к машине, и можно звонить нам.
Автохлам можно утилизировать и по госпрограмме, стартовавшей в марте 2010 года.
- В этом случае автовладелец получит сертификат на 50 тысяч рублей и сможет купить новую машину, - напоминает Наталья Реммер, сотрудница городского управления по обращению с отходами производства и потребления.
Для участия в госпрограмме автохлам, правда, должен соответствовать определенным характеристикам. Необходимо, чтобы у машины сохранились панель приборов, двигатель, аккумулятор, сиденья, остекление и штатное электрооборудование.
- Впрочем, эти требования могут варьироваться в зависимости от конкретного дилера, с помощью которого вы будете сдавать старое и приобретать новое авто, - говорит Реммер. - Некоторые салоны вполне могут принять отслужившую машину без фар или с побитыми стеклами.
P. S.
Только в одном Петродворцовом районе 60 машин-"подснежников" находятся сейчас во дворах.