17.08.2010 00:55
Авто

Правительство продлило сроки программы утилизации старых авто

Программу утилизации старых авто откорректировали в пользу граждан
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Столичный выпуск: №182 (5261)
Читать на сайте RG.RU

Получать деньги за утилизацию старых машин смогут теперь только физические лица. До сих пор избавиться от рухляди под видом личного автотранспорта пытались и многие фирмы. Теперь такая возможность закрыта.

А сама программа продлевается. Сегодня "РГ" печатает постановление правительства, в котором эксперимент по утилизации автомобилей, сданных гражданами в обмен на скидку в 50 тысяч рублей при покупке новых авто, фактически признается успешным. Сроки окончания программы теперь не ограничиваются 31 декабря 2010 года.

Премьер-министр России Владимир Путин подписал постановление о выделении на программу дополнительных 10 миллиардов рублей. В рамках второго этапа планируется выдать свидетельства на утилизацию еще на 200 тысяч автомобилей. Таким образом, возможность купить новые машины взамен вышедших из эксплуатации получат в общей сложности 400 тысяч автолюбителей.

Перераспределяются средства на управление программой утилизации. С 1 миллиарда до 950 миллионов рублей будет уменьшено финансирование транспортных субсидий по возмещению затрат торговцев при перевозках автохлама в пункты утилизации. Зато расходы минпромторга на организацию программы увеличиваются с 50 до 100 миллионов рублей.

Напомним, программа утилизации старых машин в России стартовала 8 марта 2010 года. В ее рамках правительство предполагало до 1 ноября 2010 года реализовать 200 тысяч сертификатов в 50 тысяч рублей на покупку новых автомобилей. Для этого выделило из бюджета 10,5 миллиарда рублей. Уже в июле все лимиты на сертификаты были исчерпаны.

Теперь граждане могут не волноваться. Дополнительные 10 миллиардов рублей, выделенные правительством, и открытые сроки получения сертификатов помогут людям более спокойно планировать покупку новой машины, а российским заводам, участникам программ - загрузку своих производств. В минпромторге напомнили, что условия получения сертификата на покупку нового авто остаются прежними. Старый автомобиль должен быть старше 10 лет, а вновь избранный иметь российскую "родословную". Программа доказала свою эффективность, подчеркивают в минпромторге, стабилизировав ситуацию в автопроме. Там отмечают, что с каждого рубля, потраченного на программу, в бюджет возвращается минимум 1,5 рубля в виде налогов на прибыль, различных социальных платежей. Не остался внакладе и АвтоВАЗ. Там подсчитали, что с каждой проданной машины бюджет и внебюджетные фонды ежемесячно получают около 85 тысяч рублей. При этом автопроизводители "подтягивают" дилеров, поставщиков автокомпонентов, металлургов. И вся эта цепочка в итоге также "работает" в плюс на казну.

Как заметил в беседе с "РГ" директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков, одна из опасностей, которая подстерегает российских автопроизводителей в ближайшем будущем, - удержание ими рынка после сворачивания стабилизационных программ. Премьер Владимир Путин на встрече с министром промышленности и торговли Виктором Христенко прямо отметил, что из программы по утилизации надо "плавно выходить", для чего попросил представить предложения в следующем году.

Прямая речь

Виктор Христенко, министр промышленности и торговли:

- За семь месяцев этого года производство автомобилей в России выросло на 60 процентов по сравнению с прошлым годом. А легких пассажирских, легких коммерческих автомобилей на рынке было продано 965 тысяч штук. Это примерно на девять процентов больше, чем в 2009 году.

Среди мер, которые поддержали частный спрос, - две ключевые позиции: льготные кредиты и утилизация. Утилизационная программа была запущена не в начале кризиса, а чуть спустя. Нас за это иногда даже критиковали, но я считаю, что мы поступили абсолютно правильно, поскольку эта мера стимулировала и сопровождала не "распродажу складов", как произошло в Европе, а сопровождала нормальный процесс заказа автомобилей. Каждый человек, каждый покупатель имел возможность заказать автомобиль и получить тот, который хотел. А не тот, который на складе и от которого нужно избавляться. В итоге на первом этапе выдано 200 тысяч свидетельств на 200 тысяч автомобилей. 60 тысяч свидетельств уже зарезервировано в рамках предварительных контрактов купли-продажи на втором этапе программы.

Легковые авто