Автоваз договорился о переносе производства "классики" - LАDA 2105 и 2107 - на ИжАвто. А уже в сентябре на ижевском автозаводе возобновится выпуск "четверок", которые АвтоВАЗ перестал делать еще семь лет назад.
Принципиальные договоренности о выпуске на ИжАвто "семерок" достигнуты. А вопрос переноса в Ижевск производства еще одной модели - "пятерки" - пока в стадии обсуждения, заявил в ходе Московского международного салона президент АвтоВАЗа Игорь Комаров. И сообщил, что полный цикл производства Lada 2105/07 прекращается на АвтоВАЗе с 2011 года.
Тольяттинский завод будет выпускать только машинокомплекты, которые как раз и будут поставляться для сборки на ИжАвто. Кроме того, АвтоВАЗ оставит за собой право сбыта продукции. Ижевский завод, в свою очередь, будет зарабатывать на сборке. До конца года, по планам менеджмента предприятия, оно соберет порядка девяти тысяч машин. Планы на следующий год не раскрываются.
Иная схема будет применена при производстве Lada 2104. Предполагается, что ижевское предприятие будет делать Lada 2104 по лицензии и таким образом сохранит за собой право сбыта продукции. "Четверки" ижевский завод уже выпускал с 2003 года по 2009 год, до тех пор, пока конвейер завода не был остановлен из-за финансовых проблем.
Отметим, что последние годы спрос на классические вазовские модели снижался. Но с началом действия программы утилизации в марте 2010 года продажи "пятерок" и "семерок" значительно выросли - дал о себе знать отложенный спрос. За июль было продано 17 392 автомобиля LADA 2105/07. Это более чем в три раза больше результатов июля 2009 года. Чтобы удовлетворить растущий спрос, АвтоВАЗу пришлось на время действия госпрограммы нарастить производство классических моделей, выпуск которых заводу наименее выгоден, поскольку у них слишком высокая себестоимость. Сейчас "классику" завод делает на одном конвейере с Lada Priora. Освободить линию от выпуска низкорентабельной продукции АвтоВАЗу крайне необходимо в рамках реализации плана по обновлению модельного ряда, в том числе для выпуска новой бюджетной модели.
С руководством АвтоВАЗа согласен директор "Автостата" Сергей Целиков: "Классика мешает АвтоВАЗу наращивать объемы более прибыльных Samara и Priora, и избавиться от нее необходимо".
Эксперты говорят, что, в свою очередь, для ИжАвто новое производство - решение социальных проблем, создание рабочих мест.
Напомним, что ИжАвто был признан банкротом в сентябре прошлого года. Ситуация в компании остается, пожалуй, самой тяжелой по сравнению с другими автопроизводителями страны. В мае прошлого года завод остановил конвейер и уволил по соглашению сторон 45 процентов персонала. На 1 июля прошлого года долги предприятия превышали 14 миллиардов рублей, большую часть из которых составляли банковские кредиты.
В начале августа на предприятии началась расконсервация оборудования. Сейчас в тестовом режиме работают цеха штамповки, сварки, окраски и сборки. Как сообщили корреспонденту "РГ" в пресс-службе завода, в сентябре планируется возобновить сбоку вазовской "четверки" и фургона ИЖ 27175. Объемы производства на предприятии не уточняют. При этом собеседник "РГ" заметил, что оставшихся на предприятии 2,5 тысячи сотрудников вполне хватит, чтобы обеспечить производство на первоначальном этапе.