12.10.2010 00:42
Экономика

Власти Орла и Твери настаивают на проведении открытых конкурсов на право обслуживания городских маршрутов

Муниципальные власти областных центров настаивают на проведении конкурсов среди перевозчиков
Текст:  Денис Кузнецов (Тверь) Денис Передельский (Орел)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №0 (5309)
Читать на сайте RG.RU

Орловские чиновники доказали в суде право провести очередной открытый конкурс на право осуществления транспортного обслуживания по регулярным маршрутам города Орла. Тем временем о начале аналогичных конкурсов объявила администрация Твери.

Орловский конкурс должен состояться с 12 по 29 октября. Но, как много поступит заявок, пока неясно. Не исключен вариант, при котором участие в нем примут только муниципальные транспортные предприятия.

Предыдущий конкурс, который должен был пройти летом, сорвался именно по этой причине: его проигнорировало большинство коммерсантов. Более того, они написали жалобу в УФАС и обратились в арбитражный суд. Там они пытались оспорить законность включения в конкурсные лоты 19 городских маршрутов, которые уже много лет обслуживают автобусы членов Ассоциации перевозчиков.

Коммерсанты заявляют, что занимаются этим на основании публичного договора. А объявленный мэрией конкурс считают противоречащим нормам Гражданского кодекса и "Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом". Позиция ассоциации такова: ни из ГК, ни из "Правил" не вытекает обязанность перевозчика по заключению договора на осуществление транспортного обслуживания населения. Кроме того, по их мнению, речь идет о нарушении норм закона о защите конкуренции и устава города. Однако прокуратура Советского района, которая проверила конкурсную документацию, не нашла в ней несоответствий законодательству. Арбитражный суд отказал в удовлетворении иска, приняв сторону администрации Орла.

В мэрии считают, что причиной недовольства некоторых частных перевозчиков стало желание власти навести порядок в этой сфере. По разным оценкам, на городские маршруты ежедневно выходит до восьмисот автобусов. Примерно половину из них принято называть нелегальными - их владельцы не имеют договоров с мэрией. Остальные заключили их в июле 2007 года.

Срок действия соглашений несколько раз был продлен, но сейчас истек. Поэтому нелегальными, по сути, можно назвать все автобусы, выходящие на городские маршруты.

При разработке положений конкурса власти учли и пропускную способность улиц, и пассажиропоток. Расчеты показали, что для обслуживания горожан нужно не более четырехсот единиц транспорта.

Приоритет обещают отдавать владельцам машин большой вместимости, что позволит разгрузить улицы, особенно центральную ось. Это означает, что около четырехсот маршруток, среди которых в основном микроавтобусы, станут невостребованными. Многие из них куплены по лизинговым схемам, поэтому недовольство перевозчиков можно понять.

Впрочем, как и требования мэрии. Ведь понятие "обслуживание маршрута" гораздо шире, чем его воспринимают перевозчики. Оно предполагает, в частности, некоторые затраты на оборудование остановочных комплексов и мест отдыха для водителей; работу строго по расписанию; проведение ежедневного технического осмотра автобуса перед выездом на маршрут и медицинского - водителя…

Это и не нравится противникам идеи проведения конкурса, которые привыкли к банальной "гонке за пассажиром".

- Руководство саморегулируемой организации частных перевозчиков под разными предлогами игнорирует проведение конкурса и участие в нем, - заявил начальник управления транспорта и дорожного хозяйства мэрии Орла Сергей Шумилин. - Более того, перевозчиков, подавших заявки на участие, исключают из рядов своей организации и вынуждают уходить с маршрутов, которые они обслуживали с 2007 года.

Но на этот раз власти намерены довести дело до конца. Тем более что и управление ФАС нарушений с их стороны не нашло. Таким образом, законность проведения конкурса сомнений теперь не вызывает, поскольку подтверждена всеми ведомствами и апелляционной инстанцией суда. Теперь главное - набрать необходимое количество участников. Иначе конкурс вновь может быть признан несостоявшимся.

Для властей понятие "обслуживание маршрута" гораздо шире, чем его воспринимают перевозчики

Тверские власти, объявившие о проведении конкурсов на право обслуживания городских маршрутов, преследуют, по сути, те же цели: создать на транспортном рынке областного центра реальную конкурентную среду и обеспечить безопасность пассажиров. Уже понятно, что первыми в тиски ужесточившихся требований попадут владельцы малогабаритных микроавтобусов отечественного производства.

- В последнее время работа маршрутных такси вызывает все больше нареканий со стороны жителей областного центра, - говорит замглавы администрации Твери Олег Кудряшов. - Красноречивее всего милицейская статистика: в городе постоянно происходят ДТП с участием маршруток, два из них в текущем году унесли жизни людей. С введением конкурсной процедуры ситуация должна измениться.

Действительно, этот вид общественного транспорта жители Твери воспринимают неоднозначно. Зачастую пользуются им только потому, что нет альтернативных вариантов. Большинство тверских маршруточников эксплуатируют отечественные микроавтобусы (их в городе около восьмисот). Водители тормозят где попало, подрезают другие транспортные средства, соревнуются с коллегами в скорости движения, берут "лишних" пассажиров, разговаривают по мобильному за рулем, совершенно не заботясь о безопасности тех, кого везут. К тому же часто грубят, хамят и курят в дороге…

Все это переполнило чащу терпения горожан и чиновников. И весьма вовремя подоспела новая редакция областного Закона "О транспортном обслуживании населения". По словам председателя законодательного собрания региона Андрея Епишина, главный принцип транспортного обслуживания населения, заложенный в законе, - конкуренция. Только она может сделать перевозки качественными и общедоступными.

Однако необходимость проходить конкурсные процедуры породила протест в среде тверских маршруточников. Большинство из них считают нововведения административным давлением, своеобразной "палкой в колеса" и "медвежьей услугой" транспортному рынку, которая не даст местному малому бизнесу ничего, кроме неуверенности в завтрашнем дне. Также они опасаются появления в городе новых перевозчиков, которые, по их единодушному мнению, вытеснят или разорят прежних. Важно отметить, что владельцы микроавтобусов настаивают на прекращении практики заключения краткосрочных договоров с властями.

Залог качественного и общедоступного транспортного обслуживания населения - конкуренция

- В 2006 году у нас была уверенность в завтрашнем дне, - говорит зампредседателя некоммерческого партнерства владельцев маршрутных такси Николай Маслов. - С помощью кредитов мы обновили тогда 70 процентов автопарка. А в 2010-м администрация заключила договор лишь на пять месяцев. По истечении этого срока мы можем остаться без работы. Когда же нет определенности, нет и возможности развиваться. Мы готовы покупать новые автомобили, но не хотим рисковать всем. Автодилеры, например, отказываются продавать нам машины в кредит на выгодных условиях, когда узнают, на какой период у нас договор с администрацией.

Кстати, когда материал готовился к печати, стало известно: на базе некоммерческого партнерства создана саморегулируемая организация перевозчиков. В ней из 280 членов товарищества осталось только 80. По словам председателя СРО Валерия Водницкого, "видимо, остальные не пожелали брать на себя груз ответственности".

Городские власти в части проведения конкурсов неумолимы. По мнению Олега Кудряшова, у добросовестных предпринимателей нет поводов для беспокойства. Подготовив необходимую документацию, они могут рассчитывать на победу в конкурсах. Искусственное выдавливание с рынка исключено.

 При этом многие другие требования и пожелания маршруточных предпринимателей Закон "О транспортном обслуживании населения" удовлетворил.

- Например, срок действия договора с перевозчиками теперь составляет пять лет, тогда как в предыдущей редакции было три года, - говорит председатель профильного парламентского комитета Вячеслав Суязов. - Срок привязан к существующим экономическим реалиям. Так, банковские кредиты транспортникам выдают на пять лет, такой же период действуют лизинговые схемы, а еще это срок амортизации автобусов. Второе изменение касается реестра недобросовестных перевозчиков. Раньше исключить из него можно было только через два года. Сейчас же перевозчики, которые оспорили свое включение в "черный список" и выиграли дело, исключаются сразу.

Если же говорить о ситуации в отрасли в целом, то в ближайшее время могут исчезнуть все традиционные маршруты движения общественного транспорта, изменятся его структура и состав участников. Еще зимой администрация областного центра объявила, что другой станет транспортная схема, будут оптимизированы расходы на муниципальные предприятия отрасли. Кроме того, власти начнут привлекать на рынок новых перевозчиков.

Планы уже претворяются в жизнь. Так, в городе закрыли одно из трамвайных депо, количество трамвайных вагонов сведено к минимуму. Ликвидирован ряд троллейбусных маршрутов. Сокращено несколько муниципальных автобусных линий, работавших в режиме "город - пригород". На автобусные маршруты Твери допущено областное предприятие, осуществляющее междугородние перевозки. Теперь очередь дошла и до реорганизации работы маршрутных такси.

Общественный транспорт Тверь Орел Центральная Россия