А слабо ли на своем авто проехать от Москвы до Владивостока? В одиночку!
Лет десять - пятнадцать назад человека, решившегося на такое путешествие, сочли бы сумасшедшим: дорог в Сибири и Забайкалье практически не было, а в европейской части России каждая остановка возле придорожного кафе могла закончиться разбойным нападением. Но сегодня все изменилось - и дороги построены-отремонтированы, и бандитов-хулиганов на них практически нет. Путешествовать можно без опаски. Поехали!
Через три столицы
Приволжская столица стоит ровно посередине между Первопрестольной и столицей Татар стана: приблизительно по четыреста километров от Нижнего что до Москвы, что до Казани. А между Нижним и Казанью стоит еще одна столица - Чебоксары. Так что восьмисоткилометровый путь лежит сразу через три столицы.
Об отрезке трассы М 7 Москва - Нижний Новгород можно без преувеличения сказать, что это магистраль европейского уровня. На всем четырехсоткилометровом участке пути как минимум по две полосы для движения в каждую сторону (неприятное исключение - объездная вокруг Владимира), отличное, если не идеальное дорожное покрытие, отбойники между встречными потоками движения. Местами трасса освещена, поэтому удобно и комфортно двигаться по ней даже ночью.
Все это позволяет, не особо нарушая скоростной режим, преодолеть четыре сотни километров за четыре часа. Некоторые лихачи утверждают, что пролетали это расстояние и за три с половиной часа, но это уже скорее экстремальная гонка с угрозой для жизни. Причем не только своей: трасса проходит через массу сел, деревень и поселков, в которых максимальная разрешенная скорость - 60 километров в час.
Все эти плюсы делают трассу особо привлекательной для автомобилистов: многие из них предпочитают сделать крюк по "Московке", нежели ехать напрямик по второстепенным дорогам. И приятнее, и быстрее.
Но быстрее, увы, не всегда. Именно эти же плюсы нередко оборачиваются одним огромным минусом в виде многокилометровой пробки. А она может образоваться даже из-за пустячного ДТП, а иной раз и без видимых причин - то ли все разом рванули на дачи, то ли, наоборот, с дач в города. И когда трафик не вписывается в график, приходится томиться в "очереди", становясь заложником ситуации.
Современные средства навигации, наверное, уже близки к тому, чтобы информировать водителей о пробках на междугородних трассах. Но пока навигаторы есть не у всех водителей, о грандиозных пробках пока можно узнать из радиоприемника.
В случае если после Владимира движение на Нижний затруднено, можно воспользоваться альтернативным путем: проехать на Муром, затем по новому мосту-красавцу на Навашино и далее по правому берегу Оки на Павлово, Богородск и Нижний Новгород. Расстояние получится немногим больше (где-то 500 километров), зато появляется возможность объехать пробку. Дорога здесь, конечно, не так отутюжена и не так широка, как на левом берегу Оки. Спусков-подъемов, поворотов-виражей неизмеримо больше, а кафе, шашлычных и мотелей значительно меньше, чем на М 7. Но это добротная дорога, о которой путешественникам не грех помнить. "Рекордное" время, показанное на этой трассе, - пять с половиной часов. Есть и еще один аргумент. Полноценной объездной дороги вокруг Нижнего Новгорода нет, но часть южного обхода уже построена. По нему, минуя приволжскую столицу и руководствуясь дорожными указателями, выходим на "казанку". Чем она отличается от первого отрезка?
Сразу скажем, что не на всем четырехсоткилометровом протяжении есть по две полосы в каждом направлении. Не везде установлены отбойники между встречными потоками. Сложнее рельеф трассы (спуски, подъемы, повороты), поэтому водителю надо быть более внимательным. А в остальном все так же, как и на участке Москва - Нижний Новгород: хорошее дорожное покрытие, многочисленные кафе и мотели, автозаправочные станции и все прочее, что необходимо автотуристу. Есть даже специализированный рыбный рынок (это в Воротынце, райцентр в Нижегородской области), где можно купить всякие копченые и соленые вкусности типа стерлядки, судака, щучки. Умелый шофер проведет на этом участке времени не больше, чем на московском, - те же самые четыре часа.
И сам Траволта за рулем
Подъезд к Чебоксарам можно определить по неизвестно откуда появившемуся автобану российского масштаба. После тряски по кочкам, колеям и ухабам, которые сопровождали нас всю дорогу от Нижнего Новгорода, ощущаешь, как вместе с тобой отдыхает и машина. По две полосы в каждую сторону, разделенные железными отбойниками, покрытые неплохим асфальтом. Такая же ситуация с трассой, но уже без ограждений на внушительной части объездной дороги, которой можно воспользоваться для комфортной поездки в Казань.
Следует отметить, что расстояние в 158 километров из Чебоксар до Казани на машине в среднем занимает от полутора до двух часов в зависимости от загруженности трассы. Мы уложились почти за два часа. Однако сделали вывод - будний день не самое лучшее время для туристического путешествия.
Собственно, от объездной чебоксарской дороги трасса в Чувашии начинает приобретать характерный для популярного транзитного пути вид. Многочисленные кафе, автомастерские и центры придорожного сервиса с мотелями и стоянками будут встречаться на всем пути до Казани с частотой примерно от 5 до 15 километров. Крупнейшими стоянками, где можно получить полный комплекс услуг, на этом участке трассы будут Хыркасы, Кугеси, Цивильск, Андреево-Базары, Исаково, Новая Тура.
Пока мы наслаждались национальной чувашской похлебкой какай-шурпи, официантка с удовольствием рассказала, что после кризиса жизнь на трассе начала оживать только сейчас. Дальнобойщики вновь стали оставлять чаевые. От официантки мы узнали, что несколько лет назад в это придорожное кафе заглядывал и Джон Траволта, когда путешествовал в составе международной байкерской компании. 300 рублей на двоих за обед и интересные рассказы - небольшая плата. Впрочем, уровень цен вплоть до Казани примерно одинаков.
Объездная дорога мимо Чебоксар закончилась в поселке Кугеси. После глобального ремонта, проведенного на участке Кугеси - Цивильск - Тюрлема в прошлом году, путешествие до самых окраин Чувашии было несложным. Завсегдатаи говорят, что еще весной здесь стояли в многокилометровой пробке из-за ремонта дороги, а сейчас до Цивильска мы долетели буквально за двадцать минут.
Пора бы заправить и нашего железного друга. Но на АЗС перед кольцом нам преградили путь пожарные машины - загорелась автомастерская. Пришлось ехать до следующей заправки. Впрочем, их количество и на чувашском, и на татарстанском участках пути нареканий не вызывает. Чаще всего встречаются заправочные комплексы двух компаний - "Татнефть" и "Лукойл".
После Цивильска до самой границы с Татарстаном движение трехполосное - по одной полосе и с обгонной полосой попеременно в каждую сторону. Этих участков хватает для того, чтобы периодически оставлять за собой вереницы фур и других тихоходных средств, поток которых здесь не ослабевает практически никогда. На очередном спуске привычно разгоняюсь, чтобы набрать побольше скорости перед обгоном. Движение на спусках-подъемах здесь организовано таким образом, что если ехать в гору, то на дороге всегда будет три полосы (две из которых попутные) опять-таки для обгона многочисленных здесь грузовиков.
Чувашия заканчивается постом ДПС под Тюрлемой. Ее приближение характеризуется чередой крутых спусков и подъемов, которые, как говорят водители, в зимнее время постоянно "украшают" опрокинувшиеся в кювет фуры.
Через несколько километров после границы Татарстан встречает нас красивыми холмами и многочисленными речными изгибами и озерами. Особенно впечатляющая картина откроется на переправе через Свиягу. На высоком берегу - село Тихий Плес. По левому борту - водные просторы, остров, на котором расположен Свияжск, и место, где Свияга впадает в Волгу. Так и хочется остановиться и взять в руки фотоаппарат. Но скопление машин на мосту не дает возможности это сделать. Помимо красивых пейзажей в Татарстане радуют и цены на бензин, по сравнению с Чувашией он здесь дешевле на рубль, а то и на два.
Пост ДПС на въезде на переправу через Волгу в Набережных Морквашах говорит о том, что до Казани уже практически рукой подать - 30 километров по хорошей двухполосной дороге пролетаем незаметно. Далее идет приличного качества двухполоска, которая переходит в казанскую объездную дорогу. Здесь есть два пути для продолжения маршрута - перед транспортной развязкой повернуть направо и, свернув на Залесную улицу, пройти через город. Так короче и интереснее - можно полюбоваться Казанским кремлем, знаменитой мечетью Кул Шариф и другими достопримечательностями. Второй вариант - проехать прямо под виадук и продолжить движение по федеральной автодороге М 7. Сегодня мы едем именно так. Проигрываем по расстоянию, но за счет меньшего количества пробок выигрываем по времени. Дорога из столицы Татарстана в столицу Башкортостана, если ехать по федеральной трассе М 5, занимает у автомобилистов около восьми часов при скорости 90-100 км в час. Дороги сейчас особых нареканий не вызывают - все-таки регулярный ремонт и реконструкция дают свои результаты. Асфальт достаточно ровный, но, разумеется, комфортная езда обеспечена лишь при хорошей, сухой погоде. В дождь или гололед ситуация ухудшается в разы.
Кстати, если в пути произойдет поломка, то устранить ее будет проблематично - автосервисов на трассе раз-два и обчелся, в основном предлагаются услуги шиномонтажа. Бывалые водители возят с собой не только запчасти, но и запас бензина. Если заранее не выяснить, где по маршруту следования располагаются автозаправки, то до них можно и недотянуть.
Как повелось в России, все свое лучше носить, в данном случае - возить - с собой. Это касается и еды. Опять же только опытные шоферы знают точки общепита, посещение которых не обернется неприятностями со здоровьем. Это, конечно, дальнобойщики и те, которым по работе приходится часто курсировать между Уфой и Казанью. А вообще в придорожных кафе можно поесть за 120-150 рублей.
Профессиональные водители знают и места, где можно переночевать с определенным уровнем комфорта. Но не дай бог, если что-то случится со здоровьем - медпомощь можно получить только в крупных лечебных учреждениях, расположенных, естественно, в городах или райцентрах.
А вот как отзывается о российских дорогах руководитель программы Overland World Truck Expedition Беппе Тенти. Участникам трансконтинентального автопробега Милан - Шанхай, который он возглавляет, предстоит преодолеть 15 тысяч километров по разным странам, прежде чем они прибудут в конечную точку маршрута. Колонна из девяти автомобилей, четыре из которых - электромобили-беспилотники, прибыла в Уфу как раз из Казани.
- С дорогами не было проблем - в Татарстане они просто потрясающие, как в Европе, не хуже и в Башкортостане, - говорит Беппе Тенти. - Запчасти для машин везем с собой, есть у нас и автотягач, но пока никаких технических поломок не было. Заправляемся по дороге, электромобили заряжаем на автостоянках при гостиницах. А вот дорожная инфраструктура как таковая нас не очень волнует - ночуем мы в собственных кемперах, где для всех есть спальные места. В крупных городах, конечно, - в гостиницах.
У нас с собой есть все для автономного существования, только продукты покупаем в магазинах. Готовить можем также в кемперах, где есть плита, вода, но предпочитаем все же питаться в той местности, по которой двигаемся. Мы стремимся извлечь максимальную пользу из своего вояжа. Поэтому останавливаемся в кафе или ресторанчиках, где пробуем национальные блюда.
По пути декабристов
Путешествие из Екатеринбурга в Тюмень всегда начинается стремительно и экстремально. Каждый водитель на выезде из столицы Среднего Урала невольно обращает внимание на... зенитно-ракетный комплекс "Волхов", установленный у обочины трассы. Точный аналог С-75, сбивший когда-то американского шпиона Пауэрса, придает адреналина.
И пожелание "лети ракетой" в начале трассы Екатеринбург - Тюмень вполне осуществимо. На протяжении примерно двадцати километров тянется мечта автомобилиста: четырехполоска с двумя разделенными бордюром проезжими частями. При идеальном покрытии ее вполне можно было бы считать автобаном, но асфальт во многих местах проела шипованная резина, и то тут, то там идут ремонты. Так что летать на скорости можно не везде. А перед первым населенным пунктом - деревней Малые Брусяны - и вовсе прощаешься с мечтой преодолеть 350 километров до Тюмени часа за четыре.
- Не меньше пяти часов уходит, - говорит водитель легковухи.
Именно у Малых Брусян начинается тоска автомобилиста. Тракт сжимается до двух полос, начинает тянуться по населенным пунктам с традиционным 40-километровым ограничением скорости. Тут-то и вспоминаешь, что когда-то трассу в Тюмень называли "дорогой декабристов". Именно по ней доставляли в Сибирь ссыльных дворян. Некоторые турфирмы предлагают экстремалам пешком и в кандалах повторить путь декабристов. Но и для водителей исторический путь не будет быстрым.
Пристроившись за очередным большегрузом, движемся со скоростью 30 километров в час. Теоретически обогнать можно - запрета нет, но встречное движение - интенсивное. Мы попробовали было оставить позади неторопливый "МАЗ", но быстро вернулись на свою полосу - береженого бог бережет!
Транспортный поток на трассе Екатеринбург - Тюмень один из самых напряженных в регионе. Примерно двадцать тысяч автомобилей в сутки преодолевает путь декабристов. Собственно, сейчас это единственная магистральная дорога, соединяющая нефтеносную Тюменскую область не только с опорным краем дер жавы, но и с евпропейской частью России. Не случайно в Екатеринбурге она именуется Сибирский тракт, а в Тюмени уже - тракт Московский. В международных масштабах эта дорога является частью европейского транспортного коридора Е 22, соединяющего британский Холихед с сибирским Ишимом.
Коридор явно стал тесен. В ближайшие годы по задумке губернатора Свердловской области Александра Мишарина у дороги Екатеринбург - Тюмень должна появиться альтернатива - скоростной платный дублер. Первый в Урало-Сибирском регионе. Презентуя этот проект, губернатор заметил: "У нас в СССР средняя скорость движения автомобильного транспорта была 600 километров в сутки. В США в это время - 800. Сейчас там 1200, а у нас - 300. Ну, а отсюда можно пересчитать все потери. У нас фуры встали на трассе друг за другом и на скорости 30 километров ползут, никого больше не пуская. Нужно уходить от этой ситуации"
Для того чтобы уйти, вложения требуются немалые, ведь необходимо проложить трассу, обходящую все города и деревни. А только в Свердловской области на тюменском направлении выстроилось девять крупных населенных пунктов. И в половине из них магистраль плавно переходит чуть ли не в центральную улицу. Для того чтобы освободить только один город Камышлов от транспортного транзитного потока, свердловскому областному бюджету пришлось потратить миллиард рублей. Строительство объездной дороги вокруг Камышлова протяженностью 27 километров растянулось на 11 лет.
Зато усилия транспортников сейчас мгновенно оценивает каждый водитель, следующий по Сибирскому тракту. На этом участке -все признаки цивилизации. Здесь расположились самые благоустроенные на трассе автостоянки, нет проблем найти бензозаправку, вызвать специалистов центра медицины катастроф.
Причем с первого взгляда ясно, что вкладываться в инфраструктуру трассы предприниматели готовы по-крупному. Никаких придорожных хибарок, гордо именующихся "кафе", или брезентовых палаток с надписью "шиномонтаж". Возводятся кирпичные комплексы, включающие весь набор услуг - от гостиницы и автосервиса до бесплатного комфортабельного туалета и умывальных комнат с горячей водой.
А если учесть, что Камышлов находится как раз посередке между Екатеринбургом и Тюменью, то понимаешь, почему дальнобойшики так ценят этот дорожный оазис. Останавливаются не только для того, чтобы перекусить, но и элементарно побриться почти в домашних условиях. Ведь в дороге главным умывальником для дальнобойщика является перевернутая пластиковая бутылка, а зеркало подвешено в кабине.
Оазис быстро закончился, и до Тюмени протянулся привычный "декабристский" путь (правда, населенных пунктов здесь уже не так много и можно ехать значительно быстрее). Навстречу из Сибири неслись автоцистерны с ГСМ, а с Урала тянулись цементовозы и... инкассаторские машины ЦБ РФ, без слов иллюстрируя структуру транспортных потоков трассы Е 22.
Извилистой лентой шоссе
От Тюмени до Омска около 630 километров. Расстояние не сократишь - объездов нет. Мы на "десятке" без особых приключений преодолели путь за восемь с четвертью часа при одной заправке топливом и 25-минутной остановке возле кафе.
Иные водители умудряются "вписаться" в шесть часов. Но против всяких правил. Мчатся на недопустимой скорости, порой разгоняются до 150 километров в час, нередко пересекая двойную сплошную. Впрочем, лихачество - косвенное свидетельство того, что дорога довольно гладкая.
Сверил свои впечатления с впечатлениями четырех бывалых автопутешественников. По их мнению, в последние годы трасса между двумя сибирскими городами стала безопаснее, если говорить о состоянии асфальтового покрытия. Местами оно почти отличное. Например, близ границы Тюменской и Омской областей езда на протяжении нескольких десятков километров оставляет ощущение комфорта. Участков со сплошными выбоинами практически нет. Кое-где, правда, попадаются заплаты - последствие ямочного ремонта. Извилистость - другая не позволяющая расслабиться особенность шоссе. Обязательно сбрасывайте газ перед мостами: под многотонными фурами асфальтовое полотно изнашивается. Длинный мост в Абатском - яркий тому пример.
Почти на всем своем протяжении тракт идет на две полосы. Возможности для маневра минимальные, на скорости выкатывать на обочину, особенно в слякоть, - смертельный трюк. К нечаянному съезду способно привести отсутствие боковой разметки. В основном напрягают бесконечные фуры, которых, кстати, больше в ночное время суток. Дальнобойщики нередко следуют друг за другом довольно плотно и образуют колонны длиной до километра. Столкновения на встречке при обгоне грузовиков - главная причина аварий на оживленной трассе. В пути нас застал дождь, и мы минут сорок шли в хвосте грузового автопоезда в серой водной пелене. Страсть как хотелось вырваться вперед, но желание гасили частые повороты и отвратительная видимость. Буквально через час мы увидели две покореженные иномарки...
Что касаемо сервиса. Заправок много, они вроде как равномерно распределены. Перекусить легко - кафе достаточно. Хотя сервис в них как правило непритязательный. Насчитал с десяток авторемонтных пунктов. Учтите: большая часть мастерских располагается ближе к областным центрам. То же самое можно сказать о гостиницах, кемпингах, причем львиная доля приходится на отрезок трассы Тюмень - село Омутинское.
К сведению. По пути - одиннадцать крупных населенных пунктов, в том числе три города. Две трети дороги находится на территории Тюменской области. В сентябре около Вагая и за Ишимом продолжался капитальный ремонт. Если следуете в Новосибирск, то Омск лучше обогнуть по кольцевой. Тем, кто направляется транзитом в Омск через Тюмень, придется пересекать город.
Дорога стала короче
Путь от Омска до Новосибирска на легковом автомобиле занимает 6-7 часов, на большегрузе 9-10. Еще совсем недавно на преодоление отрезка федеральной трассы длиной 680 километров уходило на 2-4 часа больше.
По словам заядлых автопутешественников, обстоятельства изменились благодаря тому, что в последнее время качество дороги заметно улучшилось.
- В этом году капитально отремонтировали последний участок - Чулым-Коченево, который вызывал вопросы у автомобилистов. И теперь, похоже, наша трасса - одна из лучших в регионе, - сообщил "РГ" омский дальнобойщик - водитель 20-тонной фуры Александр Перовский.
Еще лет пятнадцать назад два сибирских города-миллионника и не мечтали о современной федеральной магистрали. Во времена Союза единая дорожная система существовала, но после развала государства сразу начала трещать по швам.
- В то время мы нередко пытались проехать из Омска в Новосибирск, используя оставленные "первопроходцами" проселочные дороги и колеи, - вспоминает опытный "пилот" "МАЗа" Николай Остапчук. - Если шел дождь, отправляться в путь было крайне рискованно. Помню, как меня застигла непогода недалеко от Каргата. Машину с помощью тракторов удалось вытащить только через неделю.
Сейчас этот участок пути гладок и широк. Автомобиль катит по ровной асфальтовой ленте. Благодаря усилиям омских и новосибирских дорожников трасса выглядит вполне достойно. Впрочем, по мнению водителей, нынешнее ее качество еще не повод расслабляться.
- В последние два года существенно подросли в цене железнодорожные перевозки, - поясняет водитель с 30-летним стажем Александр Землянов. - По дороге возить грузы стало на треть дешевле. Поэтому число фур на трассе многократно возросло.
За последние годы заметно изменилась и инфраструктура маршрута. Заблудиться невозможно: многочисленные указатели подскажут правильный путь. Проблем с заправкой, стоянкой, автосервисом, питанием и ночлегом у водителей не возникает. Где больше фур, там качество обслуживания лучше и цены ниже, - говорят бывалые автомобилисты.
А вот с дорожными развязками могло бы быть и лучше.
- На этот счет замечательно обустроены челябинские дороги, - говорит Александр Землянов. - Там все сделано не хуже, чем в Европе. А у нас - увы.
Есть в регионах проблемы и со строительством окружных дорог. Новосибирцы к 2012 году завершат собственный масштабный проект, омичи только приступят к его реализации. А пока по центральным проспектам мегаполисов вовсю шуруют транзитные фуры, стимулируя пробки, заторы на и без того перегруженных городских магистралях.
В принципе добраться от Омска до Новосибирска можно и гораздо быстрее. Трасса позволяет хорошенько разогнаться. Заядлые "гонщики" утверждают, что преодолевали этот путь за 5 часов. Однако в последнее время установить новый рекорд не получается: многочисленные стражи дорожного порядка, оснащенные видеокамерами, не дают разогнаться лихачам. Даже антирадар не спасает.
Бензин от соседей
Федеральная трасса М 53 известна многим автомобилистам. Она проходит через Новосибирск - Кемерово - Красноярск. Если ехать со средней скоростью 90-100 километров в час, то из Кемерова в Новосибирск можно добраться за три часа с хвостиком, расстояние между двумя областными центрами - 270 километров. Чтобы доехать до Красноярска, надо пробыть за рулем около восьми часов, преодолев расстояние более чем в 500 километров.
Если честно, ехать по трассе Новосибирск - Кемерово куда приятнее. Первое. Если водитель едет со стороны Омска и ему необязательно заезжать в Новосибирск, его ждет приятный сюр приз. Можно обогнуть город по кольцевой развязке, которая была введена в эксплуатацию несколько лет назад. Благодаря ей на выезде из города исчезли проб ки. Во-вторых, по трассе Новосибирск - Кемерово располагается множество кафе, придорожных ресторанчиков и отелей, так что голодными водители не останутся, да и отдохнуть у дальнобойщиков всегда есть возможность. Что касается заправок, то ситуация такая. Чем ближе к городу Кемерово, тем бензин дешевле. Поэтому когда кемеровчане едут на личных авто в Новосибирск, то они сразу заливают полный бак бензина, этого хватает смотаться туда и обратно. В итоге экономия получается ощутимая.
Есть, правда, у этой трассы свои изъяны. Прямо на середине пути располагается районный центр Болотное, который служит своеобразным ориентиром у водителей. Проезжая его, натыкаешься на разбитые участки дороги. Населенные пункты Чахлое и Егоровка не радуют дорожным покрытием. В некоторых местах можно увидеть вздыбившийся асфальт и ямы, которые очень сложно заметить в темное время суток.
После Кемерово трасса идет на Мариинск, сначала несколько десятков километров серпантина, вокруг довольно красивые виды. Затем дорога идет по равнине. Покрытие - нормальный, ровный асфальт.
Мариинск проще проехать прямо, через город, следуя все время по главной дороге и обращая внимание на указатели.
На участке до Ачинска первая половина дороги проблемная, на полотне немало ям и трещин. Особые нарекания у водителей вызывает участок дороги в районе поселка Первомайский и поселка Итатский, когда заканчивается Кемеровская область и начинается Красноярский край. Зато вторая половина пути до Ачинска - вполне приличный, хороший асфальт. Ачинск следует проезжать по главной дороге - федеральной трассе М 53.
Непосредственно перед столицей самого большого по территории региона страны - Красноярского края - качество дорожного покрытия улучшается до очень хорошего.
Сарафанное радио М 53
Доехать от Красноярска до Иркутска по федеральной трассе М 53 "Байкал" - а это немногим более тысячи километров - опытный водитель сможет за половину суток. Автостраду построили в 60-70 годах прошлого века, за исключением сравнительно нового 40-километрового участка между 853-м и 893-м километрами. На пути между двумя региональными центрами расположено девять поселков и небольших городов, таких как Уяр, Канск, Тайшет, Нижнеудинск, Зима. Кроме того, путешественнику на пространстве от Енисея до Ангары предстоит пересечь несколько рек, самые большие из которых - Кан, Бирюса, Уда и "тезка" среднерусской Оки, протекающая в Иркутской области. На этом участке "Байкала" расположено 28 мостов, четыре двухуровневые развязки, три железнодорожных переезда. Средняя интенсивность движения по автостраде составляет 8,3 тысячи автомобилей в сутки, однако на подъезде к городам, например к Канску, возрастает до девяти тысяч, а в окрестностях Красноярска плотность транспортного потока подскакивает более чем вдвое. Практически все автомобилисты, не раз ездившие по этой трассе, сходятся на том, что построенный несколько лет назад глубокий обход краевого центра с двухуровневыми развязками и новым мостом стал настоящим спасением для "транзитников" и самого города, задыхающегося в автомобильных пробках.
Как рассказали "РГ" в ФГУ "Байкалуправтодор", в последнее время интенсивность движения транспорта, в том числе большегрузного, ощутимо возросла - а вместе с ней и проблемы с содержанием участка дороги, которые осложняются суровым климатом и сложной геологией.
Более того, судя по рассказам старожилов трассы, еще два-три года назад транспортный поток был ощутимо плотнее нынешнего. В первую очередь благодаря перегонщикам иномарок с Дальнего Востока. Глеб Трофимов, один из немногих "перегонов" (местный сибирский термин), сохранивших верность прежнему ремеслу, рассказывает, что в те времена фур на трассе было немного - сейчас ситуация зеркально изменилась: грузовиков, в том числе магистральных, становится все больше.
- В целом дорога вполне нормальная, если бы не 10-километровый участок между Нижним Ингашем и Тайшетом, на преодоление которого уходило не меньше четырех часов, - рассказывает он. - Дорога под углом, к тому же была посыпана непонятно чем - сплошная глина. Едешь и боишься "соскользнуть" под встречный "КАМАЗ".
Нижний Ингаш "прославился" в октябре прошлого года, когда на участке, о котором говорит Глеб, провалилось покрытие и в результате образовалась многокилометровая пробка из более чем сотни грузовиков. На ликвидацию провала дорожники бросили все силы, и теперь проблема, можно сказать, снята. Кроме того, по информации "Байкалуправтодора", в рамках программы, разработанной совместно с Росавтодором, в Нижнем Ингаше, а также в Канске и поселке Елизаветка, построят обходы. Всего будет реконструировано и построено 75,5 километров автострады и более пяти километров дорожного освещения, что в целом должно повысить категорийность трассы. Деньги на разработку проектно-сметной документации - почти 60 миллионов рублей - уже выделены.
- Езжу по этой трассе уже не первый раз, - говорит Александр, водитель фуры из Новосибирска. - По времени стало быстрее, а дорога лучше - бампера не отрываются как раньше. Вижу, что строить и ремонтировать стали больше.
Правда, среди проблемных участков многие проезжающие по-прежнему называют Нижнеудинск и крутой подъем в районе Решот.
Что касается сервиса, то номинально его много - 23 кафе, пять СТО, 23 автозаправочные станции и семь дорожных комплексов. В "Байкалуправтодоре" поясняют, что многие из этих объектов построены более 30 лет назад и нуждаются в ремонте. Тем не менее трасса все равно привлекательна для бизнеса. Особенность лишь в том, что в отличие от обычных путешественников профессионалы к сервису куда более требовательны.
- По большому счету хороших стоянок не только в Сибири, по всей России раз-два и обчелся, - рассказывает Вячеслав Никоненко, ижевский дальнобойщик с 20-летним стажем. - Здесь как следует пообедать, помыться, переночевать с комфортом можно разве что в двух-трех точках - в Канске, например, и перед Иркутском.
- Дорога живет сарафанным радио, - дополняет коллегу перегонщик Глеб. - Если где появится место, где хорошо кормят или можно нормально отдохнуть, вскоре об этом все узнают.
Между Иркутском и Благовещенском почти три тысячи километров, 2726, если быть точными. Путешествие будет проходить по двум федеральным трассам: М 55 "Байкал" и М 58 "Амур".
М 55 берет свое начало в Иркутске. Но чтобы это начало найти, приезжим придется изрядно поплутать по городу и постоять в пробках. Правда, уже к концу октября дорожники обещают открыть долгожданный объезд вокруг города.
От Иркутска до столицы соседней Бурятии Улан-Удэ - около 450 километров. Однако надежду "пролететь" это расстояние часа за четыре можно оставить уже на тридцатом километре пути. Дорога по большей части - горный серпантин. На иных участках на километр пути приходится по три поворота на 180 градусов. Если не повезет догнать фуру, то трусить медленно и печально - со скоростью 10-15 километров в час - можно очень долго. И хотя дорожники понемногу благоустраивают ее - где-то спрямляют, где-то расширяют, строят "карманы", - поспешать здесь лучше медленно. Радует по крайней мере, что покрытие уже приличное.
Чита считалась концом хорошей дороги для тех, кто едет на восток - между Читой и Хабаровском пролегала "убитая" грунтовка, непролазная в дождь. Теперь ситуация диаметрально поменялась. Кстати, новую трассу "Амур", которую торжественно открыли 24 сентября, первыми потестировали участники автопробега "Дорога к океану". Все экипажи прошли маршрут без приключений.
- Мы только что проехали поворот на Благовещенск, дорога хорошая, уже укатана в асфальт - "топим" 150 километром в час, машина идет ровненько, - рассказывает по телефону журналистам "РГ" автоперегонщик Андрей Кузнецов. Он как раз возвращается в Иркутск из Владивостока, так что информация свежайшая. По этой трассе Андрей регулярно проезжает вот уже несколько лет подряд и как никто другой может сравнить ее прежнее и нынешнее состояние. - Вот только перед Читой будет километров 150 не очень. Ну и потом до Улан-Удэ - дорога будет старая.
Правда, несмотря на новый асфальт, дорога по Забайкалью проходит по безлюдным местам. Автосервисов нет на сотни километров, как нет и сотовой связи на трассе. Так что в случае поломки рассчитывать придется на себя. Если между Иркутском и Улан-Удэ кафешки встречаются часто (кстати, в Бурятии обязательно попробуйте позы, или как их называют по-бурятски, буузы - национальное блюдо, напоминающее большие пельмени), то на трассе Чита - Хабаровск их раз-два и обчелся.
После Белогорска федеральная дорога бежит дальше на Биробиджан, а тем, кто непременно хочет попасть в Благовещенск, придется свернуть в сторону и сделать крюк длиной километров 120-130 в один конец. Здесь вновь придется вспомнить, что такое "сносная по местным меркам" дорога. По отзывам водителей, ехать можно, но осторожно.
По асфальтовой волне
Поездка по Амурской области - это марш-бросок по строящейся трассе: свежий автобан то и дело перемежается с настоящим бездорожьем. Но последнего с каждым годом все меньше. Четыре года назад, когда я отправилась в автопробег с "Авторадио", почти вся "федералка" в Приамурье представляла собой пыльную грунтовку. Теперь же это асфальтированное шоссе от Магадгачинского района до поселка Новобурейский. Причем сделаны съезды для кемпингов, для ремонта автомобилей, есть туалеты и контейнеры для сбора мусора. Но участок в Архаринском районе построен в 80-х годах прошлого века и пришел в полную негодность. Уже сданная дорога через Облученский район ЕАО - настоящий полигон для изделий автопрома. Этот участок переделывают, и он представляет собой многокилометровую стройплощадку. От поселка Ольгохта до районного центра Смидовича в Еврейской автономной области дорожное полотно пока еще не лучшего качества.
- На заправках в Амурской области наконец-то появляется АИ-95. В Забайкалье, как поясняют местные жители, его просто не покупают. И на безлюдной трассе по северу края полно нелегальных АЗС с бензином отвратительного качества, - делится впечатлениями от недавней поездки благовещенец Илья Сергеев. - Так что у путешественника две проблемы: не по всей трассе есть сотовая связь и просто беда с шиномонтажом. Там, где уже проложен асфальт, закрылись почти все мастерские - нерентабельно. Оставшиеся работают вполсилы и за хорошие деньги.
На ночевку в Приамурье лучше остановиться в Сковородино. Здесь довольно большой выбор недорогих гостиниц. А следующую остановку опытные водители советуют сделать в окрестностях Биробиджана (плечо Сковородино - Биробиджан они преодолевают за 14 часов). В гостиницах на объездной трассе при вполне приличном наборе услуг (душ, нормальный туалет, охраняемая парковка) за одну ночь берут около 500 рублей с человека. В самой столице Еврейской автономной области предлагают в качестве ночлега квартиры по 800 рублей.
Питаться в пути можно в придорожных кафе. Вкусно кормят в окрестностях Архары и поселка Сиваки в Амурской области и под Биробиджаном. Хотя дорогу в обход Биробиджана еще строят, конкуренция на рынке общепита уже ощущается. Одни заманивают клиентов невысокими ценами (ужин на троих обходится меньше чем в тысячу рублей), другие - ручными медведями. Стартуя из ЕАО, не забудьте запастись провиантом - в Хабаровском крае все будет не в пример дороже.
"Уссури" впадает в Японское море
Итак, последний участок - 760 километров трассы М 60 "Уссури" Хабаровск - Владивосток.
Из ЕАО в Хабаровский край ведет грандиозный Амурский мост, тот самый, что украшает пятитысячную купюру. Переход длиной 2,6 километра - комбинированный: нижний ярус - железнодорожный, верхний - автомобильный. Полюбовавшись с высоты широченным Амуром, знакомимся с первым постом ДПС на хабаровской земле: здесь особо "любят" дальнобойщиков - проезд без задержек может обойтись в ту самую денежку с портретом только что минованного моста.
К выезду на Владивостокское шоссе можно добраться по любой из трех магистральных городских трасс. Независимо от выбора по требуется не менее часа - Хабаровск вытянулся на добрых полсотни километров.
Туристские автобусы, грузовые машины и добропорядочные легковушки добираются до Владивостока за 14 часов. Те, кто предпочитает стиль вождения "газ в пол", - за девять.
- Выезжаю в 21.00 и в шесть утра уже на месте, - рассказывает хабаровчанин Олег Хоменко. - Ночью дорога свободней.
Кстати, по подсчетам бывалых, на М 60 ровно двадцать постов ДПС.
В поселке Корфовском стоит остановиться на несколько минут и набрать чистой минеральной воды, а на подъезде к городу Вяземскому заправиться - здесь самый дешевый бензин. Затем следует снизить скорость на Котиковском перевале с очень резким поворотом. А после Лермонтовки дорожное покрытие ухудшается, чему "помогают" большегрузные машины, задействованные в строительстве газопровода "Сахалин - Хабаровск - Владивосток". Минуем сонный город Бикин, где половина дорог обозначена как главная. Немного гравийки - и здравствуй, Приморье!
Лучегорск на границе двух краев примечателен своей ГЭС, большим водоемом и отсутствием нормального общепита.
Далее без остановки можно добраться до Горных Ключей: дорога довольно хорошего качества, мало населенных пунктов. В Ключах раньше были очень большие и вкусные чебуреки и источник с минеральной водой. Это излюбленное место отдыха фур и туристических автобусов. Вода осталась, а вот с чебуреками постоянно проблемы: то их нет, то невкусные, то маленькие. Зато трасса вплоть до Спасска-Дальнего хороша.
Следующий населенный пункт - Михайловка с развитой придорожной торговлей дарами местной природы. За ним дорожное полотно сужается и ухудшается, масса неровностей и ям, есть и гравийные участки. В светлое время суток на этом участке пробки.
Вокруг Уссурийска существует объездная дорога, о чем свидетельствует знак, но на самом деле она построена не до конца и ехать нужно через город. Он прямоугольный и плоский, заблудиться сложно. Практически везде ограничение скорости 40 км/ч и очень бесстрашные пешеходы.
За самим городом начинается весьма неприятный узкий участок со слепыми поворотами и сплошной линией разметки. К тому же по нему всегда едва карабкается тяжеловесная техника. Зато потом - прекрасная двухполосная дорога. Местные жители зачастую выжимают всё из своих машин на этом участке: полотно ровное, плавные повороты, можно двигаться с потоком быстро.
А теперь нужно набраться терпения: впереди Владивосток, готовящийся к саммиту АТЭС. Огромные опоры и гигантские металлические конструкции моста на остров Русский растут над домами. Придется потерпеть временные неудобства. Зато в будущем красивейший мост разгрузит дорожную обстановку.
Впрочем, превышение скорости на 40 км/ч в столице Приморья считается чуть ли не нормой. Может, близость океана с его вселенскими просторами тому виной (так и хочется разогнаться ветру вдогонку), а может, все-таки прав классик со своим риторическим вопросом: "Какой русский не любит быстрой езды?"...