Реконструкция действующих и создание новых автомобильных погранпереходов, включая пункты стыковки с другими видами транспорта в соседних странах, - одна из основных задач в деле более активного участия России в международном транзите пассажиров и грузов. Решать эту задачу приходится и в европейском, и в азиатском регионах России ввиду максимально обширной протяженности наших внешних границ. И, соответственно, большого числа транспортных стыковок с соседними государствами.
Так, по информации агентства по туризму Иркутской области, недавно состоялся "круглый стол" "Байкал - Хубсугул (Россия - Монголия) - единое туристское пространство". По его результатам было принята рекомендация о включения мероприятий по реконструкции автомобильного погранперехода (АПП) "Монды" в федеральную целевую программу "Госграница 2012-2017 годы". Такая мера позволит не только на порядок увеличить туристический поток между двумя странами (равно как и транзит зарубежных туристов через РФ в Монголию), но и увеличить объемы российско-монгольского товарообмена.
Маршрут Байкал - Хубсугул является трансграничным и на российско-монгольской границе проходит через АПП "Монды". Но этот пункт пока имеет статус двухстороннего, через который не имеют права проходить граждане третьих стран.
Кроме того, уровень оснащения этого пункта пропуска технологическим оборудованием пока не соответствует требованиям, предъявляемым к пунктам пропуска через государственную границу России.
Существенным ограничением для развития проекта является и отсутствие автодорог вдоль побережья Хубсугула (монгольское приграничье с РФ). Поэтому участники "круглого стола" рекомендовали провести реконструкцию и ремонт дороги от поселка Монды до АПП "Монды" (Россия) и участка автодороги между близлежащими монгольскими селами Хатгал и Ханх.
Обращает на себя внимание и недавнее открытие современного автомобильного погранперехода на крайнем Западе России - АПП "Чернышевское" на границе между Литвой и Калининградской областью РФ. Не секрет, что на границе с Калининградской областью часто бывают большие пробки из-за большого потока желающих и малой пропускной способности пунктов пропуска. Новый погранпереход был по строен благодаря инвестициям Евросоюза и российского госбюджета. По данным пресс-службы представительства Европейской Комиссии в России, пропускная способность нового пункта пропуска составляет около 1500 автомобилей и 4000 пешеходов в сутки. А в связи с действием режима "одного окна" и техническим новшеством среднее время прохождения через границу уменьшится до 5-10 минут.
Завершается также реконструкция автомобильных подходов к крупному АПП на российско-финской границе - Торфяновка, расположенного на автомагистрали М-10 "Скандинавия". Это позволит минимум на 15% повысить объемы грузоперевозок не только между РФ и Финляндией, но и с другими скандинавскими странами.
Эстония и Россия тоже развивают сотрудничество в этой сфере, совместно дорабатывая подобные проекты. В частности, речь идет об открытии в 2010-2011 годах новых погранпереходов в связи с ростом как двухстороннего, так и транзитного грузо- и пассажиропотока.
К примеру, обсуждается возможность открытия Нарвского моста для международного передвижения с РФ в направлении Ивангорода (Ленинградская область). А министр внутренних дел Эстонии Марко Померанц недавно заявил, что Эстония намерена также открыть для международных и двухсторонних автоперевозок пограничный с РФ пункт Саатсе (на юго-востоке Эстонии - вблизи границы с Псковской областью РФ). В этой связи эстонский министр отметил: "...нас продолжают беспокоить периодические очереди грузовиков на выезде из Евросоюза в направлении РФ на эстонских погранпунктах Нарва, Койдула и Лухамаа".
Те же тенденции характерны для развития автомобильных погранпереходов между РФ и странами Закавказья. Так, для повышения пропускной способности российско-азербайджанской автомагистрали, проходящей вдоль побережья Каспийского моря и далее в Иран, на 2011-2012 годы намечено строительство современного автомобильного моста через пограничную реку Самур. По мнению Посла РФ в Азербайджане Владимира Дорохина, "хотелось бы, чтобы это строительство было осуществлено как можно скорее. Раньше дело стояло из-за отсутствия договоренности о линии прохождения границы, потому было не ясно, кто должен отвечать за мост. Теперь, когда стороны четко определены, какие объекты находятся под российской юрисдикцией, а какие под азербайджанской, для начала этих работ (по созданию моста. - Прим. ред.) уже нет никаких юридических препятствий".