Симптоматичное известие пришло на этой неделе: всего за несколько дней до ожидаемого перевода стрелок на "зимнее" время в Госдуму внесена очередная законодательная инициатива, связанная с исчислением времени на территории нашей страны. В надежде, что депутаты соберутся всерьез обсудить нынешнее и поступившие ранее предложения, хочу поделиться своими соображениями на этот счет.
Недавно в "РГ" пробилось известие о том, что "Бурятия хочет быть ближе к Москве на один час". Планами делились президент республики и председатель Народного Хурала: "Когда вся страна будет переходить на зимнее время, Бурятия просто не переведет стрелки часов. А весной республика войдет со всей страной в привычный режим".
Немного вдумавшись в эти слова, понимаешь: если так сделать, разница между Бурятией и Москвой окажется не четыре, а шесть часов. То есть вопреки начальственным помыслам от столичного времени республика отдалится. Надеюсь, в Хурале ошибку заметили, и стрелки не придется без нужды гонять по циферблату.
Среди прочего президент Бурятии пояснил, чем вызвана их далеко не бесспорная инициатива. В центре, по его словам, существуют планы укрупнения часовых поясов. Одно из самых радикальных предложений - создать всего пять зон, а между ними - двухчасовые барьеры, поперек всей страны с севера на юг. Главный принцип объединения старых зон в новые - быть ближе к Москве. Владивосток и Хабаровск переходят на время Читы, Бурятия и Иркутская область - на время Красноярска и т.д.
А это, согласитесь, серьезный повод для размышлений и анализа возможных последствий. Пять регионов уже "подвинулись ближе к Москве" этой весной. Что в итоге получили? Если принять за период бодрствования большинства людей интервал с 6 до 23 часов, то окажется, что жители Петропавловска-Камчатского и Кемерово потеряли 75-80 часов светлого времени в год, в Анадыре - 125, а в Ижевске и Самаре - 175-180 часов. Для населения это означает, что от 2,5 до 6 месяцев в году теперь темнеет на час раньше - с соответствующими издержками в виде счетов за электричество, ростом ДТП в вечерний час пик, сокращением возможностей для отдыха и занятий спортом после работы.
РаспоясАлись или перепоЯсались?
Система исчисления времени и конфигурация часовых зон (см. рисунок с картами) довольно точно отражают, насколько рационально тот или иной народ организовал свою жизнь. С учетом трансформаций, происходивших на территории России, можно выделить два этапа.
В период с 1919 года до начала 1980-х наши национальные часовые зоны двигались от международных часовых поясов на запад (соответственно, время - на восток). В результате сформировалась система непрерывных зон с часовой разницей и системой времени "декретное + летнее", что позволяло максимально эффективно использовать естественное освещение в хозяйственной и социальной жизни общества.
Напомню, что Россия приняла общемировую систему часовых поясов только в феврале 1919 года. По известному ленинскому декрету территория страны была разделена на 11 поясов. Каким именно образом - видно на карте 1925 года из книги тогдашнего президента Русского географического общества Ю.М. Шокальского. При малой численности населения и зачаточном состоянии коммуникаций на огромных территориях не было споров, как и где проводить границы. Их рисовали либо по граничным меридианам (на карте - прямые линии), либо по крупным рекам - Оби, Иртышу, Лене, которые в то время были более важными рубежами разграничения пространства, чем рубежи политико-административные.
В первые годы советской власти страна жила в основном не далее чем в получасе от местного солнечного времени, а с 1930-го перешла на так называемое "декретное" время - уже не только летом, а круглый год в СССР на час опережали поясное. Практика показала, что решение было вполне разумным: и светлое время экономится, и нет неудобств, связанных с переводом стрелок.
С такой системой времени наша страна победила в войне и послала человека в космос. По мере освоения восточных регионов границы часовых поясов все более соответствовали границам административным, но общий принцип сохранялся: сами пояса формируются вокруг центрального меридиана, а время - на час впереди этого меридиана. Такую ситуацию мы видим еще на карте 1967 года (второй сверху рисунок), а также в приложении к постановлению Совмина СССР N 925 от 24.10.1980 г. Это постановление было выпущено в связи с возобновлением в стране практики перехода на летнее время. Но теперь уже - в дополнение к времени декретному.
По моему убеждению, в начале 80-х советская система исчисления времени "декретное + летнее" была одной из наиболее рациональных в мире, поскольку позволяла максимально эффективно использовать естественное освещение. Но поговорка "От добра добра не ищут", видно, не для нас.
С середины 1980-х наблюдается постепенный "откат" назад, сдвиг часовых зон на восток, а времени на запад. Формально система "декретное + летнее" сохранилась, мы используем ее до сих пор. Но существенно трансформировались границы часовых поясов. Регионы один за другим стали "проситься" ближе к Москве, и им разрешали.
На государственном уровне это было закреплено в постановлении правительства РФ N 23 от 08.01.1992 г. Именно тогда Чукотку из XII пояса перевели в одиннадцатый, а регионам III пояса дозволили использовать время второго. Кто не воспользовался таким правом в 80-е годы, сделали это в 90-е. Полная ликвидация в нашей стране III часового пояса завершилась в нынешнем году: 28 марта во II пояс перешли "последние могикане" - Удмуртия и Самарская область (третий сверху рисунок). Одновременно исчез и XI пояс: Чукотка и Камчатка перешли на магаданское время.
Одновременно с этим на карте страны проступили "рубцы" - границы с двухчасовой разницей во времени. Если эта тенденция разовьется и произойдет дальнейшее укрупнение, декретный часовой сдвиг на большей территории страны фактически действовать не будет, а двухчасовые барьеры рассекут всю страну с севера на юг.
"Москва, как много в этом звуке..."
Чем объяснить такую динамику событий? На мой взгляд, это своеобразное зеркало общественного развития страны и в особенности функционирования власти. На первом этапе (до середины 80 х) с мнением большинства населения у нас не особо считались, но в том, что касалось часовых зон, интересы государства и его граждан объективно совпали: максимально полное использование данного природой светлого времени суток.
В последующем государственные мотивы отступили на второй план. Сначала, до 1991 года, доминировали ведомственные интересы, а они в условиях централизованной экономики все сходились в Москву. Не претендуя на истину, рискну утверждать, что просьбы перевести регионы на московское время или хотя бы на час-другой поближе происходили в те годы не по инициативе местных советов, а, скорее всего, под силовым давлением ведомств.
После 1991 года, и особенно в 2000-е, ситуация усложнилась. А магическая роль Москвы в глазах чиновников и руководителей еще более возросла. В Первопрестольную теперь стекаются деньги со всей страны и оттуда их раздают. Угодить покровителю, предугадать его желание - важнейший мотив в действиях региональных властей. Убежден - из этой же серии и горячее желание регионов перейти в другую часовую зону - "поближе" к Москве. Потому что ничего рационального с точки зрения организации общественной жизни в этом не просматривается.
По крайней мере, никто пока убедительно не объяснил, какие преимущества принесут эти переходы. Не принимать же всерьез аргументы типа: "Звоню в Москву, а Иван Иваныч еще не пришел на работу, а когда он приходит, у меня уже рабочий день кончается". Так пусть Ив.Ив. приходит на работу вовремя, раз занимает высокое руководящее кресло. А Сергей Сергеич пусть на работе задержится, хоть у него кресло и пониже. Пусть, в конце концов, обменяются номерами мобильных телефонов, если без этого не обойтись...
Но это все опять из жизни "иван иванычей". А где же население? Его, увы, не очень спрашивают. В лучшем случае - проведут опрос с заведомо известным результатом. Как с этим в Африке, судить не берусь, а вот в США и Канаде вопросы принадлежности к той или иной часовой зоне, а также перехода на летнее время относятся к ведению даже не штатов (провинций), а округов, по-нашему - районов. Излишне напоминать, что в США губернаторы, и далее по всей цепочке, не назначаются из Вашингтона, а избираются населением.
Представляете, Обама говорит: "Хорошо бы нам ужать часовые пояса, а то что-то управляемость страной понизилась". А Шварценеггер ему: "Конечно, Барак Баракович, Калифорния давно хотела перейти из Тихоокеанской зоны в Атлантическую. Когда прикажете?". Интересно, куда избиратели отправили бы их обоих, не дожидаясь окончания срока полномочий...
Ваше время пришло
Если присмотреться внимательно и отбросить предубеждения, мы увидим: система исчисления времени в России всегда регулировалась бюрократическим путем. Однако менялась роль бюрократии: сначала она служила государственным интересам, затем - преимущественно ведомственным, сейчас и все более заметно - собственным, продиктованным карьерными устремлениями. Под эти интересы и подстраивалась карта часовых поясов. Будет ли она когда-нибудь подстроена под интересы основной массы населения - зависит от каждого из нас. Допускаю, что идеализм автора не имеет шанса быть реализованным, но право быть высказанным он имеет. Поэтому три тезиса хочу предложить в заключение.
Первое - ликвидировать 2-часовой барьер между европейской частью страны и Уралом и не создавать новых барьеров такого рода. Как это сделать? При переходе на зимнее время московская зона остается на летнем времени, приближаясь тем самым на один час к остальной стране. Одновременно решается задача сокращения временной разницы между центром и восточными окраинами, причем решается в выигрышном для имиджа верховной власти варианте: Москва сама идет навстречу регионам.
Второе - установить четкие правила перехода региона в другую часовую зону, взяв за главный критерий волеизъявление местных жителей. Во избежание хаоса это должен быть единый для всей страны день. Возможно - одновременно с выборами в Госдуму.
Третье - отменять или сохранять переход на летнее время? В свое время я уже писал ("Час на размышление", "РГ", 16.02.2010 г.), что в нынешней ситуации переход на летнее время имеет больше преимуществ, чем недостатков. Но если уж отказываться от сезонного перевода стрелок, то сдвигать их надо вперед, а не назад. То есть оставаться круглый год на летнем времени. Согласен, что и этот вариант не идеален, но если ранжировать разные системы времени по соотношению общественной пользы и недостатков, то на первое место лично я поставил бы систему "поясное + 2", на второе - "декретное + летнее" (ныне действующую), а на третье - "поясное + 1" (то есть чисто декретное).
Какая конфигурация часовых поясов оптимальна для России? Разговор об этом продолжился в ходе онлайн-конференции с Андреем Паниным.
Когда верстался номер, в отделе коммуникативных технологий Минпромторга России нам сообщили, что переход на "зимнее" время в ночь на последнее воскресенье октября предопределен постановлением российского правительства от 08.01.1992 года. Поскольку других решений на этот счет не принято, следует руководствоваться действующей нормой и не ждать специальных уведомлений.
Подготовил Александр Емельяненков