В издательстве "Актер" вышла книга "Игра и правда. Монологи о Марке Захарове", подготовленная Фондом Станиславского и театром "Ленком".
Идея книги была благородная, и по сегодняшним издательским меркам - подарочная: пригласить самых разных людей и попросить их рассказать о том, чем является для них театр Марка Захарова. Изложить их признания на глянцевой бумаге в хорошем альбомном виде, сопроводив богатейшим, тщательно подобранным иллюстративным материалом и в роскошном обрамлении художника книги Александра Трифонова.
Друзей, коллег, искренних почитателей и поклонников с очень известными фамилиями у Марка Анатольевича Захарова, разумеется, оказалось столько, что печатать, по большому счету, пришлось бы не одну книгу, а целое собрание сочинений. Однако поток комплиментов и признаний в любви пришлось ограничивать во времени и театрально-книжном пространстве. А потому в издание вошли монологи-исповеди тех, с кем начиналась эпоха театра Марка Захарова, с кем она процветала и на глазах которых процветает по настоящий день. Александр Ширвиндт, Вера Васильева, Александр Пороховщиков, Армен Джигарханян, Алексей Рыбников, Елена Шанина, Александр Збруев, Инна Чурикова, Леонид Броневой, Виктор Раков, Геннадий Хазанов, Анатолий Смелянский, Валерий Семеновский, Инна Соловьева и многие другие рассказывают о том Марке Захарове, которого лично они знают и лично все любят. Как суммировала итог совместной работы составитель и редактор книги Нина Агишева, "не было ни одного текста с температурой 36,6: восторги, признания в любви, обиды, гнев, благодарность - все, как на его спектаклях. Марк Анатольевич - человек парадоксальный, и тексты о нем тоже оказались полны сюрпризов... Актрисы - даже самые знаменитые - по-женски восклицают: "он меня обижал" или "он от меня устал". Драматург с трудом скрывает досаду: вот ведь хвалил пьесу, а не поставил! - а признанный комик негодует: пусть кто-нибудь объяснит мне, что такое "потные глаза" и как это сыграть... Композитор Алексей Рыбников и художник Алексей Кондратьев так описывают спектакли, что им могут позавидовать театроведы, а актеры Александр Пороховщиков и Армен Джигарханян отваживаются на такие откровенные признания, каких от них точно не ждешь..."
Цитата из рассказа Александра Ширвиндта, на правах самого старинного друга завершающего книгу, - ее словам в подтверждение: "Мы дружим с Марком Захаровым очень давно, а знакомы еще дольше... Основной рефрен оценки жизненного или сценического существования для Марка Анатольевича это - "не очень!" А чтобы было "очень!", нужно было стараться...Чем крупнее личность, тем опаснее ее случайное осмысливание. Личности вынуждены быть закрытыми от обывательско-хрестоматийных расшифровок. Таков Захаров. Видимость внешнего благополучия обратно пропорциональна внутренней тревоге. Его резкая смелость чревата страшными послепоступковыми муками. У него цепкая, даже злопамятная эрудиция. Это тяжкий груз. Он аналитичен и мудр. Анализ мешает непосредственности, мудрость тормозит импровизацию. В дружбе он суров и категоричен. "Худей немедленно!" Я худею. "Хватит худеть! Это уже болезненно!" Я толстею. При этом он щедр и широк. Велел мне, например, носить длинные эластичные носки для укрепления отходивших свое ног. Я сопротивлялся, ссылаясь на их отсутствие в розничной продаже. Тогда он привез мне их из Германии. Двенадцать пар. Разного цвета. По тридцать восемь марок за пару. Умножайте"...