Власти не оставляют попыток модернизировать монопрофильные города. В острый период кризиса они оказались самыми уязвимыми и пострадали в наибольшей степени. Сейчас их в России насчитывается 335.
Правительство решило обратиться к международному опыту. Специальная группа, в которую вошли губернаторы и мэры автопромовских регионов, посетит американский штат Мичиган, где намечены встречи с представителями ведущих американских автобрендов.
По словам главы делегации, статс-секретаря - замминистра регионального развития Юрия Осинцева, автомобилестроение во многих странах служило мощным рычагом обновления технологий и создания новых рабочих мест и преобразования региональной экономики.
Однако реально автопром развивается только тогда, когда страна не занимается сборкой, а производит автокомпоненты. Поскольку производство автокомпонентов технологически существенно более продвинутое и более сложное, а в объемах производства автомобиля составляет максимальную долю.
Напомним, в конце апреля 2010 года правительство утвердило "Концепцию развития автопрома до 2020 года". Она предусматривает существенную модернизацию автокомпонентного сектора. И здесь не обойтись без партнерства с зарубежными компаниями, организации совместных высокотехнологических производств на территории России.
Сейчас уже более 40 иностранных компаний в той или иной мере участвуют в российской индустрии производства автокомпонентов.
Один из примеров - Борский стекольный завод, который создал СП по выпуску автомобильного стекла с мировым гигантом Glaverbel. А завод "Автоприбор" не так давно в сотрудничестве с рядом зарубежных компаний освоил изготовление современных элементов приборных панелей, которые сейчас поставляются, в частности, на завод Ford во Всеволожске.
ЗИЛ благодаря сотрудничеству с японскими партнерами и закупке современного оборудования сейчас налаживает у себя качественную штамповку деталей кузова, которые они начинают поставлять на завод Renault в Москве.
Тем не менее костяк автокомпонентной индустрии по-прежнему составляют российские предприятия, их сейчас более двухсот.
Сейчас, после того как крупные зарубежные автопроизводители начали строить заводы в России, можно сказать, начинается настоящий бум производства автокомпонентов. По определенным деталям для автотранспорта наблюдается даже жесткая конкуренция - например, в сфере изготовления шин или сидений.
По расчетам аналитиков отрасли, в ближайшие годы суммарный объем рынка запчастей достигнет 50-55 млрд долларов.
Досье "РГ"
В России уже сложились кластеры автопроизводства. К ним в первую очередь относятся: "Северо-Западный кластер" близ Санкт-Петербурга (заводы Ford, Toyota, Hyundai, Nissan, GM, Suzuki), "Центральный кластер" близ Калуги и Москвы (Volkswagen, Peugeot-Citroen, Renault), а также "Поволжский кластер" (производство компании Sollers - бывшей "Северсталь-авто", "Иж-Авто", ГАЗ, ВАЗ и другие).
Особая экономическая зона "Алабуга" и "КИП-Мастер" в Набережных Челнах.
В борьбу за привлечение инвестиций от производителей автокомпонентов включились и в Вологодской области, где заявили о намерении привлечь соответствующие предприятия в индустриальный парк "Шексна".