Чай со вкусом детства, такой, который заваривала еще бабушка, вдобавок шоколадная "Ласточка" и "Барбариска". Тушенка, кофе, рисовая каша, сгущенное молоко, сок - все эти продукты, произведенные в далеком 1974 году, можно было попробовать вчера в "Российской газете". В гостях у нас побывали участники совместной экспедиции клуба "Приключение", Россрезерва и Россельхозакадемии на полуостров Таймыр. Участники команды произвели выемку продуктов, заложенных в 1974, 1980, 2004 годах.
Почему Таймыр? Так нечаянному эксперименту уже 110 лет. В 1900 году руководитель снаряженной Российской академией наук полярной экспедиции исследователь Эдуард Толль велел зарыть на мысе Депо ящик с 48 банками консервированных щей, 6 килограммов сухарей, столько же овсянки, почти два килограмма сахара, шоколад, один кирпичник чаю. Но продуктовым складом путешественник не воспользовался. Великий Толль, настойчиво ищущий новые земли и Землю Санникова, совершая переход с острова Беннетта на остров Новая Сибирь, трагически погиб. Лишь в 1973 году усилиями научно-исследовательской экспедицией Минпищепрома СССР и "Комсомольской правды" склад продуктов был найден.
|
Видео: Виктор Васенин |
Как рассказал известный полярник Дмитрий Шпаро, к находке проявили большой интерес пищевики и специалисты по длительному хранению продуктов. Поэтому, начиная с 1974 года, специалисты под пристальным взглядом таймырских обитателей - белых медведей, без устали закладывают различные продукты, а спустя лет двадцать их вынимают и тщательно изучают. Причем не только вкусовые качества, но и их микробиологическое состояние, а также тару, в которой продукты хранятся. Ученые усиленно складируют селекционные семена злаковых культур, в последний раз заложили и ткани с нанопропиткой, образцы микроорганизмов.
Все это извлекут в 2050 году, но в 2016-м и 2025-м обязательно возьмут промежуточные образцы. Оказывается, некоторые продукты запросто могут сохраняться под мерзлой землей до ста лет! Но не все. В полярных условиях еда выживает по-разному. А некоторые продукты даже улучшают свои вкусовые показатели, к примеру, водочные изделия. Идеально переносят глубокий минус крупы, чай, кофе, карамель и шоколад.
Терпимо - свиные кусковые консервы, похуже - говядина в банках, и совсем никуда не годятся спустя годы мясные и рыбные паштеты. В процессе исследования появилась возможность определить температуру замерзания той или иной еды. Кто мог подумать, что сырокопченые колбасы полностью замерзают при минусе в 28 градусов по Цельсию! Как раз такие температуры зафиксированы на глубине метра полярной земли. Как практически применить полученную информацию, задумались специалисты. Глава Росрезерва Дмитрий Гогин убежден, что пора создать мини-склады для тех, кто в условиях вечной мерзлоты оказался в чрезвычайной ситуации. Кстати, уже проведен эксперимент по сохранению не только еды, но и пневматического лома и пневматического привода пилы. Можно сэкономить миллиарды рублей и отправить на северное хранение бактерии, микроорганизмы и другие важные результаты экспериментов, которые ученые сохраняют многие годы в холодильниках. А не слабо замахнуться и создать в логистически оправданных зонах огромные склады Росрезерва? Во всяком случае, это согласуется с подписанными президентом в 2008 году "Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу". Конечно, при условии, что арктические льды в ближайшие годы не растают.