Какие принципы построения информационного общества должны стать приоритетными в деятельности государственных органов? Какие блага несет информационное общество и услуги в сфере информационно-коммуникационных технологий населению страны? На вопросы "Российской газеты" ответил заместитель председателя комиссии Совета Федерации РФ по вопросам развития институтов гражданского общества Александр Починок.
Российская газета: Федеральные ведомства и министерства все активнее уходят в Сеть. Региональные власти не отстают?
Починок: По-разному. Повсеместно перейти к электронным госуслугам мы обязаны, это не обсуждается. В сентябре, на инвестиционном форуме в Сочи, удачный вариант работы электронного правительства продемонстрировал Татарстан. Очень наглядный пример того, как с помощью компьютера или терминала можно посмотреть прохождение любого документа в том или ином министерстве или ведомстве, как можно заплатить налоги, написать заявление или жалобу.
РГ: Госструктуры готовятся к информатизации общества, а само общество готово?
Починок: Пока нет. Но мы начали говорить о том, что надо переходить к этому режиму еще 10 лет назад. Именно поэтому началась информатизация в школах, которую сегодня надо только усиливать. Другого выхода нет.
РГ: Скажите, нет ли, на ваш взгляд, сопротивления со стороны корпуса чиновников процессу информатизации?
Починок: Явного, конечно, нет, все - "за", все - "ура", а что на деле... Сайт любого госведомства должен позволять реализовывать услугу, но великое множество сайтов - просто картинки с формами заявок. Но еще нужно предоставить человеку возможность заполнить эти заявки, переслать их, получить ответ, проконтролировать ход исполнения. Я должен иметь возможность зайти на сайт любого ведомства и увидеть, где конкретная бумага, кто конкретный исполнитель. Более того, если исполнитель не укладывается в сроки, эта бумага тут же должна поступать контролирующим инстанциям, которые тут же должны выяснять, почему, что, зачем и как.
РГ: Вы нарисовали какой-то идеальный вариант документооборота.
Починок: Почему идеальный? Понимаете, идеальная картинка всегда дешевле существующей. А идеальное "электронное правительство" намного дешевле нынешних бумажных вариантов. При "электронном правительстве" придется отсечь все лишнее, полностью убрать функции, которые не нужны, а то, что действительно нужно, перевести в Интернет. Тогда у правительства, администраций регионов и муниципалитетов будет исчерпывающий перечень функций.
РГ: Стратегия развития информационного общества реализовывается уже не первый год. Почему все-таки это не быстрый процесс?
Починок: Видимо, потому что настоящей, глубинной заинтересованности в нем среди чиновничьего корпуса нет. Открытые процедуры, ясные взаимоотношения человека и общества с властью, уменьшение функций чиновников - все это уменьшает их "кормление" и делает их подконтрольными обществу. Естественно, это вызывает их внутреннее и душевное сопротивление. Мы же заставляем многих чиновников, образно говоря, добровольно сделать себе харакири, а менталитет при этом у них, естественно, совсем не японский.
РГ: Помимо Татарстана, удачным в плане информационного правительства, следует, возможно, упомянуть и Тюменскую область с ее огромными территориями.
Починок: Вот-вот, если бы ни Интернет, что называется, не налетаешься. Интернет как самый современный вид транспорта очень резко меняет географию страны. Он сокращает расстояния и позволяет человеку ощущать себя внутри общества. Вот, к примеру, не каждому россиянину удается побывать в Большом Кремлевском Дворце. Но с любого с компьютера, где бы он ни находился, можно совершить виртуальную экскурсию и разглядеть каждый элемент его великолепного убранства.
РГ: Еще один аспект: информационные технологии требуют постоянного усовершенствования профессиональных качеств многих специальностей. В немалой степени это коснулось педагогов, которым самим теперь без устали нужно учиться.
Починок: Педагогическое сообщество лучше других должно понимать, что информационные технологии резко меняют образовательную ситуацию и усовершенствуют "картинку" мира. Сегодняшний студент уже не может быть замкнут только на вузах России, он стремится стать гражданином мира, иметь возможность учиться и работать где угодно, воспринимать все, что сделано в отраслях знаний во всем мире. Поэтому будущее - за дистанционным обучением. Уже сейчас мы можем дать ученикам или студентам лучшего преподавателя. И для этого ни ему, ни им не надо никуда ехать. Представляете, школьный класс или университетская аудитория на всю страну. Это порождает колоссальную конкуренцию. Десятки, сотни вузов много лет жили прекрасно, монополизировав территории в регионах, где, кроме них, никого не было. Информационные технологии меняют ситуацию в корне и дают выпускникам школ свободу выбора.
РГ: Перед выбором оказываются и люди пожилого возраста - немалая категория населения России. Обучаться информационным технологиям и быть полноценным пользователем всех электронных услуг и прочих "компьютерных" благ или отстраниться от этого со словами: "Поздно уже учиться, обойдусь без этих премудростей".
Починок: Здесь логика абсолютно понятная, хотя и спорная. Мне симпатична теория о том, что в течение жизни непременно надо хотя бы раз поменять профессию, вид и место работы. А когда дело подходит к пенсии нужно думать о том, чем заполнять свое время. Раньше пенсия рассматривалась как время "дожития" человека, что совершенно неверно. С ростом продолжительности жизни, улучшения здравоохранения этот период увеличивается. И в развитых странах он используется пенсионерами очень интересно. Почему так популярно в мире "третье образование", которое во многом обязано Интернету? Это возможность где-то учиться, осваивать новые специальности, которые дают какие-то новые варианты работы на пенсии: человек может заняться садоводством, домоводством, фотографией и так далее. И это популярно. В Интернете можно проводить массу времени в социальных сетях, на игровых сайтах - это тоже очень распространено. Помимо этого можно скачивать фильмы и аудиофайлы, совершать виртуальные путешествия. Представьте, как это все важно для человека, к примеру, ограниченного в передвижении. У него появляются безграничные возможности общения. Не будем забывать, что беда пожилого человека - его изолированность. Почему он так много смотрит телевизор? Ему нужно общение, он хочет держать открытым окно в мир. Но, кстати, телевизор такого качества, как Интернет, не дает. И вот в этой связи и встает вопрос об обучении компьютерной грамотности пожилых людей. Чем, собственно, занимается "Майкрософт", реализовывая большие проекты по созданию центров компьютерной грамотности, где помимо молодежи обучается немало и пожилых людей.
Те из них, кто осознал, что информационные технологии - это неизбежно, не будут испытывать никаких проблем с электронными госуслугами.