Фестиваль "Молодые театры России", который уже долгие годы занимает важное место на театральной карте России, в нынешнем сезоне решился на эксперимент.
Традиционно проходившая в его рамках Лаборатория современной пьесы стала его центральным событием, развернутым не только в сторону профессионалов, но и публики. Надо сказать, что под руководством директора театра Александры Юрковой в театре давно осуществляется обширная социальная программа, специальные клубы для детей и молодежи, особенно студенческой аудитории, встречи с актерами и режиссерами, разговор о классике и современной драме. Именно эта активность театра позволила ему привлечь для лаборатории широкую и вполне подготовленную публику, готовую участвовать в обсуждениях и дискуссиях по самым острым социальным и творческим проблемам.
Читки новых пьес давно стали самостоятельным жанром сегодняшнего театра. В Пятом театре им придали особый ракурс: с одной стороны - это пьесы русскоязычных авторов, над сценической версией которых работали сами их создатели, а с другой - новые немецкие пьесы, которые были представлены как режиссерами из Германии, так и их омскими коллегами.
Быть может, самую острую реакцию заслужил эскиз-показ пьесы немецкого автора Торстена Бухштайнера "Норд-Ост", посвященную захвату Театрального центра на Дубровке в 2002 году. Его осуществил талантливый актер Пятого театра Евгений Фоминцев. Он вообще стал одним из лидеров лаборатории, блестяще сыграв еще и Виктора Служкина в главной премьере сезона - инсценировке романа "Географ глобус пропил" (режиссер - ученик Камы Гинкаса Максим Кальсин). Избрав красное и черное доминирующими цветами этой истории, Евгений Фоминцев и его прекрасные актрисы попытались вслед за немецким (!) драматургом соединить политический аспект с психологическим, исследуя конкретные поступки людей. Об этом же шла речь на обсуждении показа. Что мы сегодня знаем и помним про захват зрителей и актеров мюзикла "Норд-Ост"? Насколько необходимо возвращаться памятью к тем страшным событиям? И шире - почему немецкий театр считает себя обязанным обращаться к самым болезненным социальным проблемам общества, а для нашего театра (за исключением практики Театра.doc и еще нескольких площадок) они являются либо табуированными, либо неинтересными. Разумеется, разговор вышел за рамки сугубо театрального, коснувшись недоразвитости гражданского общества в новой России.
Итогом показа и его обсуждения стало смелое решение дирекции включить "Норд-Ост" в репертуар театра.
Два автора - Ральф Хаммерталер и Лутц Хюбнер - выступили в качестве режиссеров по собственным произведениям. Три репетиционных дня - и рухнули все культурные и национальные барьеры между немецкими авторами и труппой театра. Легкая и стильная комедия "из жизни отдыхающих" английского отеля предстала в пьесе Хаммерталера "Schnapprаuber". А его сооте-чественник Лутц Хюбнер, напротив, обратился к серьезным проблемам современного общества, поставив остросоциальную пьесу "Дело чести". Самым ярким событием лаборатории многие назвали показ по пьесе Александра Молчанова "Убийца", поставленный режиссером из Германии Ральфом Зибельтом. Критик из Ганновера Нина Мазур отметила ее высокий уровень: "С режиссером произошло то, что часто случается с иностранцами, оказавшимися в поле русской культуры: они растворяются в нем. Поэтому у Зибельта получилась очень русская, очень правдивая работа".
"Самую лучшую свою пьесу", по его же собственным словам, представил на лаборатории Михаил Дурненков. "Самый легкий способ курить" - отчаянная пьеса о потерянном поколении, о герое, затерянном в пространстве между бессмысленной работой и опустошенным семейным ритуалом, в безденежье и потере смыслов. Не менее страшны образы эмансипированной дочери и ее учителя-отца, разделенных опытом поколений, но одинаково кончающих жизнь самоубийством.
Хорошо известная в России киевлянка Наталья Ворожбит представила свою пьесу "Смешанные чувства", ставшую, на мой взгляд, кульминацией лаборатории. История женщины, на грани развода и нервного срыва приезжающей в родное село на Полтавщине в надежде обрести утраченный рай, а в итоге осознающей степень угасания всех семейных ценностей, написана с психологической тонкостью и литературным блеском. За бытовыми картинами украинского села просвечивает мифологическая структура, а яркая афористичность диалогов и современность взгляда делают пьесу из ряда вон выходящей.