Молдавии предстоят очередные досрочные выборы. 28 ноября в эту небольшую постсоветскую республику, по идее, должны прийти стабильность и предсказуемость. Но оснований для таких надежд, откровенно говоря, немного.
Хотя всем известно - правящая в Молдове коалиция "Альянс "за европейскую интеграцию" из четырех партий пользуется открытой политической и финансовой поддержкой европейских структур и США. Президент Румынии Траян Бэсеску вообще не считает нужным скрывать своих симпатий в отношении нынешних кишиневских властей. Это объяснимо. Весь этот год официальный Кишинев проводил политику максимального сближения с Румынией, практически заменив прежний курс европейской интеграции на межгосударственную интеграцию с этой страной. Румыния получила полный доступ к конфиденциальной государственной базе данных молдавских граждан. Жандармерия Румынии и подразделения карабинеров Молдавии (так называется подобие внутренних войск) подписали соглашение о взаимопомощи в случае акций гражданского протеста в Кишиневе. Спецсвязь Молдавии, обустройство государственной границы - все отдано под контроль румынских спецслужб. Началась активная интеграция почтовой службы двух стран. В стадии подписания соглашение между министерствами обороны. Заключаются секретные соглашения между национальными банками Кишинева и Бухареста.
За год нынешнее руководство Молдавии в буквальном смысле совершило прорыв в направлении возможного воссоединения с Румынией. Несмотря на то, что основным инициатором этого процесса являлся временно исполняющий обязанности президента Михай Гимпу, остальные его коллеги по альянсу не многим отличались от него. Премьер-министр Молдавии - Владимир Филат на свой лад развивал эту тему, активно и демонстративно взаимодействуя с экстремистской организацией "Новые правые", участвуя во всех публичных акциях этой организации. Нужно отметить, что боевики именно этой структуры отличились во время печально знаменитого погрома молдавского парламента в апреле прошлого года.
Более того, партия Владимира Филата как раз пытается ревниво обыграть Михая Гимпу в сегменте прорумынского электората. И активность Гимпу ее тревожит совершенно по другой причине. Пытающийся сохранить некоторый внешний лоск уравновешенности и респектабельности лидер Демократической партии Мариан Лупу в значительной степени также являлся соучастником всего этого внешнеполитического тренда. Его партия ни разу не выступала с какой бы то ни было критикой происходящего. Ни тогда, когда Михай Гимпу ввел государственный праздник "День румын", ни по поводу всех вышеперечисленных случаев неприкрытого процесса объединения двух стран. Более того, совсем недавно в молдавской столице советники от партии Мариана Лупу поддержали своих коллег по правонационалистической коалиции и переименовали одну из улиц в честь военного преступника, румынского диктатора Иона Антонеску.
Нужно сказать, что на фоне в буквальном смысле провальной социальной политики, фантастического взлета цен, многократно возросшей коррупции вся эта активность на румынском направлении, вопреки ожиданиям лидеров правящей коалиции, приводит к обратным эффектам. Оказалось, что популярность среди населения идеи объединения с Румынией в Молдавии, мягко говоря, преувеличена. По данным социологов, это направление поддерживает не более 13 процентов избирателей, чьих голосов в избытке хватает в лучшем случае на партию Гимпу. Более того, за год правления "Альянса "за европейскую интеграцию" резко упал и авторитет и самого так называемого европейского выбора. Снижение произошло почти на десять процентов. И это при том, что ЕС не только закрывает глаза на развязанный властями террор против независимых и оппозиционных СМИ, но и изо всех сил пытается оказать содействие руководству этой страны. Это выражается, в частности, в недавнем решении Европарламента по ускорению подписания нового соглашения с Молдовой, предусматривающего в отдаленной перспективе либерализацию визового режима с ЕС.
Тем не менее все эксперты убеждены, что все эти внешнеполитические инъекции вряд ли существенно повлияют на поведение молдавского избирателя. Весь совокупный рейтинг правящей коалиции сегодня значительно ниже 50%. Некоторые из них, как, например, партия Мариана Лупу, вообще рискуют не попасть в парламент. Даже определенная благосклонность России к этой партии не сотворит чуда. Лупу оказался, увы, неспособен ни правильно оценить значение этой благосклонности, ни конвертировать ее в мало-мальски значимые политические эффекты.
Возможно, именно поэтому коалиционные кишиневские власти больше уповают на "известные предвыборные технологии", которые позволяют свести "дебит с кредитом" в день голосования. Не исключены и иные, более отчаянные сценарии по примеру тех, которые мы видели в Грузии в период повторных выборов Саакашвили. Тогда, напомним, были жестоко подавлены протесты оппозиции, закрыты оппозиционные телевизионные каналы. И все это происходило при молчаливом одобрении европейских и американских наблюдателей.
Не случайно, что несколько дней назад в Кишинев, в распоряжение Владимира Филата, прибыла опытная группа американских и грузинских политтехнологов. Их пребывание в Кишиневе конспирируется. Но "шила в мешке" не утаишь. И умудренные молдавские эксперты уже заговорили о возможных готовящихся провокациях, в первую очередь против коммунистов - основных и чуть ли не единственных оппонентов правящего альянса.
Несмотря на свой оппозиционный статус, молдавские коммунисты сегодня обладают самым высоким рейтингом предвыборных симпатий. За них готовы проголосовать больше половины избирателей. И это, судя по всему, не только следствие одной лишь неудачной политики официальной кишиневской власти. Ведь всего еще год назад все местные политологи убежденно доказывали, что правящая Молдавией в течение восьми лет Партия коммунистов безвозвратно ушла в прошлое. Назывались вполне резонные причины: коммунистическому лидеру, экс-президенту республики - Владимиру Воронину вот-вот скоро семьдесят лет, партия деморализована, лишена ощутимой спонсорской поддержки, закостенела за период своего монопольного правления, лишена активных и молодых сторонников. Как выясняется теперь, это было всего лишь стремление выдать желаемое за действительное.
Теперь все кишиневские комментаторы предпочитают говорить о том, что в условиях оппозиции произошло некое явление новых коммунистов и чуть ли не нового Воронина. Действительно, даже внешне теперешние молдавские левые выглядят значительно привлекательнее своих остальных постсоветских собратьев, не говоря уж о сравнении с молдавскими партиями власти. Средний возраст членов этой партии меньше сорока лет. Вся партийная эстетика молдавских коммунистов и технология их политической борьбы больше напоминает все то, что мы наблюдаем в Греции, Италии или странах Латинской Америки, чем то, что мы помним по годам советского прошлого. Коммунисты не только сохранили свой стабильный, традиционный электорат, но явно приумножили его за счет студенческой молодежи. Весной этого года Кишинев и все остальные крупные города Молдавии впервые увидели многотысячные акции протеста, организованные партией Воронина. Нескончаемые толпы молодежи с красными партийными знаменами и красно-синими флагами средневековой молдавской государственности в буквальном смысле перевернули представления об этой партии.
Нужно сказать, что молдавские коммунисты значительно отошли от своего известного евроэнтузиазма предыдущих лет и все больше говорят о необходимости "строительства Европы в Молдове", чем о присоединении к ЕС. Во многом это произошло по причине слишком уж горячей поддержки Западом нового и непопулярного кишиневского руководства. С другой стороны, все это стало следствием активного продвижения Россией проекта единого таможенного пространства, который находит серьезную поддержку не только в деловых кругах Молдавии, но и на уровне простых граждан.
Но не только эти перемены работают сегодня на основную ударную силу молдавской оппозиции. Воронин и коммунисты, как выяснилось, оставили после себя неплохую память. Прошедший год скорее рождает у большинства граждан ностальгию по временам правления Воронина, чем вызывает страхи по поводу возможного коммунистического реванша. Зарплаты тогда росли, пенсии и стипендии тоже, страна даже по меркам и оценкам строгих европейских структур считалась демократической. Введенная правительством Воронина нулевая ставка налога на прибыль и полная ликвидация организованной преступности значительно улучшили деловой климат в этой стране.
Тем не менее исход предвыборной баталии в Молдавии остается непредсказуемым. Ни у одной из сторон явно не хватает сил для будущего самостоятельного правления. Но и к коалициям стороны пока не готовы. Слишком различны их впечатления от прошедшего года. Слишком очевидна несовместимость их взглядов по поводу будущего Молдавии. Коммунисты идут на выборы под историческим молдавским красно-синим знаменем. Партии альянса остаются верны румынскому триколору, принятому с небольшими отличиями суверенной Молдавией в качестве официального знамени в 1991 году. Но очевидно, что на этот раз маятник политической жизни очень серьезно качнулся влево. Гораздо сильнее, чем при недавнем восьмилетнем правлении коммунистов.