Тверские власти начали необычный эксперимент - привлекли водителей к составлению электронной карты дорожных проблем. Между тем, именно "народный контроль" помог воронежской прокуратуре указать мэрии на основные недостатки местных трасс.
Начиная с июля любой желающий мог сообщить правоохранителям о конкретных проблемах в организации дорожного движения в Воронеже через сайт ведомства или по электронной почте. Были учтены и материалы в местных СМИ.
После проверки фактов прокуроры сделали вывод: администрация города, игнорируя требования законодательства, не принимает должных мер по содержанию и ремонту автодорог и улиц Воронежа, что приводит к причинению вреда жизни и здоровью граждан. Так, количество дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине пешеходов, по сравнению с 2009 годом выросло со 185 до 232, пропорционально увеличилось число погибших и раненых в таких ДТП. Не в последнюю очередь потому, что многие пешеходные переходы в городе не обустроены как следует.
Взять, например, опасный участок дороги возле остановки "Чижовский плацдарм": в прошлом году его без согласования с ГИБДД расширили, не оборудовав светофором. Или у спорткомплекса "Олимпик", где рядом с остановкой общественного транспорта не работает подземный пешеходный переход. Окраина города, светофора здесь нет, машины несутся на высокой скорости, а зебру большинство автомобилистов словно не замечают.
По результатам мониторинга сообщений граждан составлено 17 исковых заявлений в суд. Прокуроры добиваются того, чтобы мэрию обязали привести ряд автодорог в соответствие с требованиями госстандарта.
- Все решения суда и предписания прокуратуры исполним. Примерно половину улиц уже отремонтировали, - подчеркнул замдиректора департамента дорожного хозяйства и благоустройства Воронежа Александр Глотов. - Остальные будут восстановлены в следующем году, поскольку ремонт дорог - работа сезонная, да и процедура освоения бюджетных средств довольно длительна, ведь необходимо в определенные сроки объявить и провести конкурс.
Отметим, что дорожные проблемы в Воронеже не впервые приходится решать через суд. В 2008 году прокуратура выиграла аналогичные дела по нескольким десяткам улиц. Минувшим летом в центре внимания был участок трассы Курск - Саратов вдоль реки Песчанка, где из-за отсутствия "ливневки" во время паводков и сильных дождей полотно на протяжении метров двухсот попросту смывает. Как сообщили в мэрии, вскоре состоится конкурс на выполнение проекта реконструкции этой дороги. Но чиновники упредили возможный упрек в медлительности: "В Воронеже 1300 километров улично-дорожной сети, и обновить сразу все нереально, иначе пришлось бы лишать финансирования другие социально значимые статьи расходов".
Что касается Твери, то 24 ноября в Интернете появилась специальная интерактивная карта, созданная автомобилистами при поддержке местных властей. Как пояснили в аппарате главы города, идея о ее создании впервые прозвучала на октябрьской встрече чиновников с автомобилистами, посвященной ремонту улиц и дворов.
Власти тогда призвали жителей к участию в контроле за качеством ремонтных работ, а автовладельцы в свою очередь предложили использовать для этого Интернет, тем более что у тверских водителей давно есть свой сайт. На его страницах и началось общение автомобилистов с чиновниками. Горожане оказались весьма активными, и, как признаются в аппарате главы города, именно благодаря "народному контролю" удавалось оперативно решать проблемы с ремонтом той или иной улицы: где-то дорожники закатали под асфальт люки, где-то недоделали проезд…
Но такое общение казалось автомобилистам все же не столь эффективным, как хотелось бы. И для более тесных контактов с властными структурами решили разработать специальную интерактивную карту, на которой можно отмечать все проблемные точки городских дорог. Любой пользователь Интернета вправе отметить на схеме, где провалился асфальт, где не убран снег… После того как претензия описана, она поступает в очередь на модерацию, а затем, если жалоба соответствует сути проекта, на карте города высвечивается красный флажок с литерой "Д" (если речь идет о неудовлетворительном состоянии дорожного полотна) или "К" (в случае с работой коммунальных служб). Цвет флажка изменился с красного на желтый - значит, власти отреагировали, и в этом месте ведутся работы. Позеленевший флажок говорит о том, что проблема решена.
Насколько такой ресурс важен для Твери, не отличающейся хорошим качеством дорог, а прошлой снежной зимой пострадавшей от безобразной работы коммунальщиков, жители города понимают. Потому идея и получила такой отклик. В первый же день работы карты на ней появилось 65 красных флажков, а на утро следующего дня их было уже 122. В основном с буковкой "Д".
Как власти будут справляться с такой массой обозначенных дорожных проблем, пока не ясно. В аппарате главы города сообщили, что вскоре определят координатора работы по этому проекту. Возможно, их будет несколько - в профильных департаментах администрации города и в каждом из районов.
- Важно, что это инициатива самих жителей, - считает глава Твери Владимир Бабичев. - Ведь дороги мы строим для горожан, а не для чиновников. Работая с картой, власти в полном объеме смогут представить себе проблемы дорожной сети. И что важно - здесь можно будет увидеть реакцию ответственных лиц: принято к исполнению, решено и так далее. Одно дело, когда с чиновника спрашивает только его начальник. И совсем другой уровень ответственности - если его контролируют все жители.
По словам Владимира Бабичева, интерактивная дорожная карта - пробный шар. Если такое сотрудничество будет эффективным, аналогичный механизм применят и в других сферах жилищно-коммунального хозяйства. Жители смогут контролировать уборку мусора, подачу отопления, капремонт домов.