Подготовленный минздравсоцразвития проект госпрограммы по созданию более комфортной среды для людей с ограниченными возможностями должен быть принят до конца года.
Принцип "безбарьерной среды" был вписан в закон о социальной защите инвалидов 15 лет назад. За эти годы накоплен опыт: например, новостройки в некоторых российских городах, в частности все олимпийские объекты в Сочи, возводятся с учетом возможностей людей, которые с трудом передвигаются без посторонней помощи. Но до сих пор исполнение этой части закона - скорее добрая воля местных властей, а не их обязанность, за невыполнение которой с них жестко спрашивают. Потому ставится задача добиться, чтобы по всей стране были созданы социальные и бытовые условия, обеспечивающие инвалидам комфорт в повседневной жизни, в учебе и на работе.
Именно для этого и разработан минздравсоцразвития проект федеральной программы "Доступная среда 2011-2015". В федеральный бюджет закладывается по 2,3 млрд рублей в ближайшие два года, в дальнейшем объем финансирования должен увеличиться до 10 млрд рублей в год. Первый - двухлетний - этап программы предусматривает "обследование и паспортизацию объектов и услуг для инвалидов в регионах", параллельно пройдут "пилоты" в нескольких регионах. А с 2013 года начнется переделка под нужды инвалидов "наиболее приоритетных объектов и услуг". При этом не вполне понятно, почему нужна такая длительная - двухлетняя - "раскачка". Ведь в качестве "пилотного" опыта можно взять уже существующие наработки в Москве, Кемерове, Нижнем Новгороде. Впрочем, работа над проектом продолжается, свои предложения к нему в ближайшее время должны представить региональные власти. Окончательный вариант программы должен быть обнародован до конца года.
Александр Лысенко, член Совета по делам инвалидов при председателе Совета Федерации:
- Число инвалидов в стране превысило 13 млн человек - это почти каждый десятый житель России. Власть признает важность проблемы, и в минздравсоцразвития в 2010 году восстановлен упраздненный было департамент по делам инвалидов. Образован Совет по делам инвалидов при президенте и аналогичные советы при главах регионов. Но мне более важным кажется не соблюдение внешних "форм", а "содержание" принимаемых решений. Здесь масса спорных моментов. Например, мы так и не смогли уйти от медицинской модели инвалидности, когда ее причины по-прежнему видятся в болезни человека, а не в барьерах окружающей его среды. До сих пор средства реабилитации предоставляются инвалидам по "медицинским показаниям". Отчасти это оправданно (например, когда речь идет о протезах конечностей). Но сегодня даже одежда для инвалидов относится к "изделиям медицинского назначения". Абсурд!
Официальной концепции государственной соцполитики в отношении инвалидов нет. А когда нет стратегии, нет и оснований для "пробивания" необходимых финансовых ресурсов. При этом забывают, что права людей универсальны и неделимы по признаку здоровья. Заявления о том, что, например, здание реконструировано без учета потребностей инвалидов, т.к. не выделены дополнительные средства, звучит как минимум дико. Будто у нас две страны и два бюджета: один для здоровых, которым принадлежит монопольное право на жизнь, а другой, извините, убогий - для инвалидов.
В последнее время, надо признать, государство стало выделять больше средств. Но социологи говорят, что две трети инвалидов не ощущают позитивных сдвигов, и практически все (95%) считают, что государство мало о них заботится. Почему?
Во-первых, деньги решают далеко не все. Если поход в собес превращается в мучение, потому что на кресле-коляске туда не въехать, если для получения ортопедической обуви человеку с больными ногами приходится добираться в другой конец города, то это связано не с деньгами, а с никудышной организацией социальной работы.
Отдельный разговор - учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ). Инвалиды жалуются, что повсеместно эти специально созданные для работы с ними учреждения придерживаются принципа "не пущать". А ведь никаких иных функций, кроме как установить человеку инвалидность и предложить ему программу реабилитации, то есть реальной помощи, у МСЭ нет. При этом 2,5 тыс. учреждений МСЭ и их филиалов, которые решают судьбу 13 млн человек и распределяют многомиллиардные средства на их соцобеспечение, при существующем уровне их господдержки сами находятся "при смерти".
Во-вторых, система соцподдержки инвалидов "съедает" огромные деньги, но по-прежнему не "заточена" на комплексную реабилитацию. Сегодня у нас применяется не более 35% известных в мире инновационных методов и средств возвращения инвалида к активной жизни. Может, именно потому в России до сих пор работает лишь один инвалид из 10, что в 3-5 раз меньше, чем в США и Европе.
24 сентября 2008 года Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Думаю, ратификация состоится в 2011 году. Или даже в 2012 году. И к этому надо быть готовыми. Один из инструментов - госпрограмма "Доступная среда на 2011-2015 годы". Но, по-моему, документ в том виде, который выносится на обсуждение в правительстве, трудно отнести к гос программе, в которой были бы сконцентрированы все основные направления создания доступной среды.
Ключевой момент - финансы. В проекте федерального бюджета в течение трех последующих лет на программу предусмотрено выделять ежегодно 2,3 млрд рублей. В 2009 году только в Москве на переустройство городской среды для людей с ограниченными возможностями было потрачено в несколько раз больше. И ведь результаты видны - плавные съезды с тротуаров на "зебру" появились почти повсеместно. В масштабах страны же эти два миллиарда, боюсь, растворятся бесследно.
Резюме. При существующих уровнях финансирования отставание России от ведущих мировых дер жав в вопросах реализации гражданских прав инвалидов сохранится. Хотя есть предпосылки к тому, чтобы справиться с проблемой в течение 10-15 лет. Но для этого необходимо консолидировать усилия всех заинтересованных и неравнодушных. Я имею в виду прежде всего изменение общественной и политической идеологии. Политические решения должны проецироваться на все общество и отвечать интересам инвалидов наравне с другими людьми. Должна быть создана "критическая масса" общественного мнения, которая будет стимулировать и нацеливать власть, бизнес и общество на решение проблем инвалидности. И главное, все это должно найти отражение в госпрограмме "Доступная среда".