В результате переохлаждения на больничной койке оказались десятки призывников, поступивших нынешней осенью на службу в военную часть 21005 города Юрги. По разным данным, их от 60 до 250 человек.
Информация о том, что новобранцы, отслужившие в части всего несколько недель, слегли в госпиталь с тяжелыми простудными заболеваниями, поступила в Южно-Сибирский правозащитный центр от родителей военнослужащих. Они утверждают, что их дети простыли, облачившись в новенькую военную форму. Как рассказала корреспонденту "РГ" попросившая не называть ее фамилии родственница одного из солдат, ребятам выдали берцы - ботинки из кожзаменителя с картонными стельками, носки и легкую, явно не зимнюю одежду.
- На улице они чувствовали себя буквально голыми, - говорит женщина. - Да еще и две недели жили не в казарме, а в другом, очень холодном помещении. И приходилось по полтора-два часа стоять на морозе в очередь в столовую. В результате многие попали в госпиталь, наш - с пневмонией. Сейчас, говорит, что ему уже полегче, но госпиталь переполнен, лежат даже в коридорах. И еще, вроде бы, не хватает лекарств.
Другого солдата, Станислава Карпенко, который прибыл в Юргу в середине октября и хватил холода на плацу еще до присяги, лечили в части исключительно аспирином и парацетамолом. А раз температуры нет - будь добр дежурить по казарме. В таком состоянии солдат мыл полы несколько дней, а к концу недели ему потребовался аппарат искусственной вентиляции легких.
Станислава в тяжелейшем состоянии экстренно госпитализировали в Кемерово, в реанимацию областной больницы. Парень был без сознания. Врачи поставили ему целый букет болезней, в том числе двустороннее воспаление легких и острая почечная недостаточность. Доктора говорят: слава богу, что почки удалось сохранить, но никаких прогнозов пока не делают. По их словам, почечная недостаточность может возникнуть по разным причинам, в том числе - из-за неправильного лечения. Например, передозировки того же аспирина.
- Две недели, пока сын находился на грани жизни смерти, были для меня настоящим адом, - говорит мать солдата Елена Карпенко. - И за эти две недели никто из руководства части мне не позвонил. Хотя нет, звонил все-таки сержант, извинялся, что все так вышло. Сказал, дескать, видел, что сыну плохо, но он же не специалист в медицине…
Станислав Карпенко, выпускник Прокопьевского филиала Кузбасского технического университета, награжденный грамотой за вклад в развитие студенческой науки (его будущая профессия связана с прикладной информатикой в экономике), в армию шел с нормальным мужским желанием - отдать долг родине. Как получилось, что он не смог этого сделать?
- Слабая здоровьем нынче молодежь пошла, не приспособленная, - говорит представитель службы информации и общественных связей Центрального военного округа Юрий Сивохин. - С домашних пирожков да в казарму - акклиматизация, ясное дело. Болеют призывники каждую зиму. И статистика по ОРЗ практически на одном уровне. Но здесь, конечно, надо отцам-командирам следить, не оставлять ребят на морозе надолго. Конечно, по новой форме они в берцах, а не в сапогах в часть прибыли, но и портянки никто не отменял, только их выдали позже. Да еще как раз попали под реорганизацию: Сибирский военный округ ликвидируется, госпиталя объединяются, медики новые договоры заключают… Могло в такое время чего-то и не хватить. Но сейчас уже часть медикаментами обеспечена, все под контролем. И в госпитале, по моим данным, человек 60, а не 250 сейчас находятся.
По словам военного прокурора Юргинского гарнизона, полковника юстиции Александра Шапанова, ситуация с заболеваемостью в военной части N 21005 достаточно напряженная, но контролируемая. На данный момент в лечебных учреждениях гарнизона находится 54 заболевших пневмонией (это 0,9 процента от общего числа военнослужащих и 2,2 процента от молодого пополнения) и чуть больше ста заболевших ОРЗ. В первую очередь ситуация связана с резким сезонным похолоданием, из-за которого порог заболеваемости несколько вырос..