В перспективе любой пользователь Интернета сможет увидеть, есть ли очереди на границе в столичных аэропортах.
Такой проект появился в Росгранице. Для пограничников это может стать своеобразной формой общественного контроля. Правда, такая перспектива нравится не всем и споры вокруг предложения еще не закончены.
Планы взять пункты погранконтроля в аэропортах под прицел видеокамер были озвучены представителем центрального территориального управления Росграницы на одной из крупных конференций, посвященной развитию туризма в нашей стране.
Очереди на пограничном контроле - не та достопримечательность, ради которой приезжают к нам гости. Да и нам, россиянам, вряд ли нравится томиться у кабинок на пунктах пропуска.
Сейчас Пограничная служба ФСБ активно внедряет новые технологии и процедуры, чтобы процесс проходил быстрее. Корреспондент "РГ", недавно побывавший в нескольких загранкомандировках, свидетельствует: долго стоять на границе не пришлось. Однако некоторые путешественники рассказывают, что в туристический сезон, когда вырастает поток и еще сходится несколько рейсов, время ожидания затягивается.
Понятно, что людей ссылки на "пиковость" сезона не удовлятворяют. Гражданам хочется, чтобы в любое время границу можно было пройти легко и быстро, если, конечно, на то есть право. Тем более что проблемы все-таки есть.
- Не секрет, что нередки случаи, и это, к сожалению, касается в первую очередь крупных аэропортов, откровенного хамства, непрофессионализма со стороны сотрудников контрольных органов, - сказал на конференции представитель Росграницы, - их равнодушия и, можно даже сказать, бездушия по отношению к лицам, пересекающим государственную границу. Все подобные случаи являются предметом нашего пристального внимания.
Сейчас Росграница разрабатывает для каждого пункта пропуска технологические схемы организации пропуска, которые впоследствии утверждаются протоколом заседания координационного совета. В этих технологических схемах устанавливается продолжительность осуществления контроля.
Кроме того, центральное территориальное управление Росграницы выступило инициатором проекта "На границе - без очередей". Планируется, что на интернет-сайте управления будет появляться информация об очередях в автомобильных пунктах пропуска на российско-украинском участке государственной границы, а также о количестве авиапассажиров в аэропортах федерального значения - Шереметьево, Домодедово, Внуково. Предусматривается возможность мониторинга управлением Росграницы этих пунктов пропуска в режиме реального времени.
Как сообщается, в ходе реализации пилотного проекта уже начаты работы в пунктах пропуска в Домодедово, Внуково и Шереметьево. В частности, на погранконтроле были установлены видеокамеры. К слову, картинка с видеокамер в Шереметьево даже выкладывалась в Интернете на сайте агентства.
В ближайшие время, как рассказал представитель Росграницы, вероятно, появится возможность получать аналогичные кадры и из других аэропортов - Домодедово и Внуково. В идеале любой человек сможет зайти в Интернет и посмотреть, как обстоят дела на границе. Лучшей формы общественного контроля трудно придумать. Аналогичная работа ведется и на российско-украинском участке государственной границы - в Белгородской области.
Правда, идею оценили не все. Пограничники, например, категорически возразили против присутствия видеокамер в зоне пограничного контроля, ссылаясь на отсутствие соответствующего указания от руководства ПС ФСБ России, наличие режимных ограничений в указанной зоне и возможную расшифровку форм и методов своей работы. Доводы в принципе весомые. Поэтому идея пока обсуждается. Надо искать разумный баланс.
Еще одно предложение от Росграницы - расширить эксперимент по автоматическому заполнению миграционных карт в кабине паспортного контроля. Он проводился в аэропорту Внуково, предлагается внедрить подобную практику и в других пунктах. По мнению представителей Росграницы, это также позволит сократить время прохождения погранконтроля, отчего выиграют пассажиры.
Если говорить о позиции Росграницы в общем и целом, рассказывает представитель ведомства, то она такова: госграница и прилегающая к ней инфраструктура должны соответствовать международным стандартам и требованиям к обеспечению конкурентоспособности страны в мировой экономике.