07.02.2011 00:28
В мире

Корреспонденты "РГ" рассказывают о практике усыновления детей в ряде зарубежных стран

Корреспонденты "РГ" выяснили, что проблемы с усыновлением детей иностранцами есть не только у России
Текст:  Вячеслав Прокофьев (Париж)
Российская газета - Федеральный выпуск: №24 (5400)
Читать на сайте RG.RU

Может ли иностранец усыновить французского ребенка? - переспросила меня Шанталь Крансак из французского агентства по усыновлению и ответила: - Только чисто теоретически, на практике такого не происходит. За всю мою практику в этой области не помню ни единого случая.

В чем причина? Да в том, что Франция, по крайней мере со времен окончания Второй мировой войны, не была страной, скажем так, "экспортером" детей. Наоборот, многие французы сами отправляются в поисках детишек за границу. Статистика последних лет такова: ежегодно во Франции усыновляются или удочеряются примерно 700 местных детей, а еще от 3200 до 3500 привозят из других стран. Те, кто едут заграницу, с тем чтобы вернуться с чадом, делают это не от хорошей жизни. Они бы с большей радостью приняли в лоно своей семьи французского ребенка, но кандидатов на усыновление считаные сотни, а желающих усыновить их, как сообщила мне мадам Крансак, на данный момент 30 тысяч.

- Так что любого истосковавшегося по детям иностранца во Франции ждет тупиковая ситуация, - делится со мной Шанталь. - Мы, как и все другие страны, подписавшие Гаагскую конвенцию о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления, отдаем предпочтение соотечественникам. Понятно, что для этого приемные родители должны подходить по всем параметрам - с точки зрения материальной, моральной, психологической. Только после этого они получают "агреман" - право претендовать на усыновление, которое, заметим, далеко не всегда приводит к искомому результату.

И все-таки теоретическая возможность иностранного усыновления, как я понял, все-таки существует. Обратился во французский МИД. Там мне также объяснили, что знают лишь о редчайших случаях, когда усыновить хотели, к примеру, иностранец, женатый на француженке, или француз, находящийся в браке с иностранкой. Этим парам надо было пройти долгий и муторный процесс получения разрешения. Им ведают местные власти - специальные комиссии по социальным вопросам и детскому вспомоществованию при генеральных советах департаментов. А потом ждать, ждать и еще раз ждать. Порой три года, а иногда пять и более.

Что касается иностранных пар, которые являются гражданами стран, подписавших уже упоминавшуюся выше Гаагскую конвенцию, то им надо сначала получить документ, схожий с французским "агреманом" у себя дома. Затем при посредничестве своего национального агентства, ведающего вопросами международного усыновления, входить в контакт со службой международного усыновления при французском МИДе.

В принципе все это - напрасные хлопоты, потому, что здесь своей чадолюбивой публики, прошедшей огни, воду и медные трубы, чаще всего приходится искать ребятишек на чужбине. Если, опять-таки теоретически, иностранец пройдет все круги ада и, словно миллион в лотерею, добьется своего, то усыновление должно быть утверждено французским судом, а затем супружеской паре надо будет легализовать своего ребенка у себя дома. Повторяю, все это чистая теория, а в жизни такого еще не бывало.

Франция