Семьдесят тысяч свидетельств, которые еще остались в рамках государственной программы льготной утилизации автохлама, хватит до апреля 2011 года. Потом государство будет закрывать свои обязательства перед гражданами. Об этом заявил вчера журналистам директор департамента автомобильной промышленности минпромторга Алексей Рахманов.
По его словам, с марта 2008 года, когда стартовала программа, по которой можно было сдать свой старый автомобиль и получить от государства доплату в 50 тысяч рублей при условии покупки нового, уже выписано почти 435 тысяч свидетельств " на скупку".
"Плавный выход из мер господдержки российского авторынка - главный вызов, на который нам придется ответить в этом году", - подчеркнул чиновник. В этом году в министерстве прогнозируют рост авторынка на 14,8 процента.
Как ранее пояснил замминистра минпромторга Андрей Дементьев, в отличие от западных стран наша программа утилизации стимулировала выпуск новых машин "под заказ", а не расчистку складов. И поэтому российские производства смогли оттолкнуться от дна и теперь у них есть шанс двигаться дальше. Как подчеркнул вчера Рахманов, отныне "автопром должны стимулировать нормальные рыночные законы".
Что же касается утилизации автохлама, то в том виде, в котором она существовала три года, ее уже не будет, повторил вчера и Рахманов. Зато появится новый промышленный сектор - утилизационный. Сегодня, сообщил Рахманов, в минпромторге работают над финальной версией концепции утилизации автотранспорта. Ее авторы планируют предложить европейский путь. Это, в частности, предполагает, что за уничтожение и переплавку старых "железных коней" будут платить их последние владельцы. Не исключено, что стоимость утилизации может также закладываться в стоимость машины на этапе ее производства и импорта. Также могут быть задействованы страховые компании или специально созданный фонд для финансирования утилизации авто. "Дебаты по этим и другим проблемам продолжаются", - заметил Алексей Рахманов.
На вопрос журналистов, как в настоящее время в минпромторге оценивают будущее АвтоВАЗа, он ответил в прежнем оптимистичном тоне. По его словам, государство сделало все необходимое, чтобы завод мог модернизировать свои производства дальше. Более того, альянс "Рено-Ниссан-АвтоВАЗ" одним из первых начнет работать в новом режиме промышленной сборки, которая предусматривает не менее трети выпускаемых автомобилей оснащать двигателями или коробками передач, производимыми в России. "Через эпоху "застоя" АвтоВАЗ перешагнул и эффективно уходит от него", - отметил директор департамента.
Комментируя новые правила и условия промышленной сборки, которые государство на днях официально представило в совместном трехстороннем приказе минпромторга, минэкономразвития и минфина, Алексей Рахманов заметил, что эта мера всколыхнет не только российский рынок, но и все постсоветское пространство, включая страны Таможенного союза и Украину. "Россия может стать центром автомобилестроения и поставщиком автозапчастей для всех близлежащих рынков, в том числе Европы", - с воодушевлением предположил он.
По данным директора департамента, которые он пока не стал рассекречивать, до 28 февраля 2011 года (а именно эта дата установлена для принятия предприятиями решений о "вхождении" в дополнительные соглашения по промсборке) меморандумы уже готовы подписать 4-5 крупнейших компаний. При этом более 60 заявок поступило от производителей автокомпонентов. Среди них немецкие, французские компании.
Вчера Алексей Рахманов обратил внимание этих и других потенциальных партнеров российского авторынка не искать обходных путей или "корыстных людей", которые вызовутся помогать "провести в министерство". "Есть договоренность, что все деловые переговоры и встречи с инвесторами, всю эту "задельную" работу на десять лет вперед я лично и мой коллега, Дмитрий Левченков из минэкономразвития, берем до конца февраля на себя, напрямую, через наши приемные", - предупредил Алексей Рахманов.