Сергей Белов приезжал в Барнаул в качестве почетного президента школьной баскетбольной лиги "КЭС-баскет", соревнования которой проходят уже в 44 регионах России. Выслушав просьбу об интервью, знаменитый игрок и тренер усмехнулся: "После нашего разговора в 2009 году, на меня в федерации обиделись. Но я никогда не обращаю внимания на такие моменты. Да и время показало, что я был прав".
Российская газета: Сергей Александрович, в российском баскетболе одна из самых горячих тем - Блатт и сборная.
Сергей Белов: Я не делю коллег на своих и иностранных. Есть тренеры хорошие и есть никакие. А главный критерий их работы - результат. В 2007 году на чемпионате Европы сборная под руководством Блатта завоевала золотые медали. В 2008 году на Олимпиаде в Пекине не вышла из группы. В 2009-м на чемпионате Европе и через год на чемпионате мира - седьмые места. В советские времена такого специалиста просто порвали бы. С нашими игроками можно провалиться на одном из крупных турниров, но что бы три года подряд… После 2007 года на Блатта, не знаю, с чьей подачи, повесили ореол неприкасаемого. Интересно, в его контракте прописано такое понятие, как ответственность за результат?
С новым президентом РФБ Александром Красненковым мы в конце января обсудили ряд вопросов, в том числе и тему тренера национальной сборной. Когда прозвучал вопрос, могу ли я возглавить команду, ответил, что как пионер, всегда готов, но я приду не с финансовыми запросами, а со своими условиями организации дела. Со мной будут работать мои единомышленники и никому не позволено будет вмешиваться в тренировочный процесс… Красненков тогда согласился со мной в том, что касается особенностей совмещения работы в клубе и сборной. Одно дело, когда тренер это делает в России. Но совмещать "Маккаби" и сборную - это нонсенс!
Если бы не странная позиция предыдущего президента РФБ Чернова, с Блатом можно было расстаться в октябре прошлого года. А сейчас уже поезд ушел - придется платить большую неустойку. Так что Блатт будет работать и дальше. К сожалению, мы идем по пути отечественного футбола, в котором совсем недавно свет клином сходился на том, останется Хиддинк или нет.
РГ: Уточните про совмещение - вы считаете, что освобожденный тренер сборной не нужен?
Белов: Все наши великие - Кондрашин, Гомельский, Тарасов, Чернышев, Тихонов - успешно работали сразу на двух фронтах. Тренер должен совершенствоваться ежедневно! Наставник национальной сборной не имеет права замыкаться на ней одной, это политическая фигура, которая обязана заниматься стратегическими вопросами развития баскетбола в России.
РГ: Два года назад вы сказали, что у нас не выстроена пирамида сборных разных возрастов. Что-нибудь изменилось?
Белов: Студенческая сборная должна быть официально признана нашей федерацией второй по значимости командой после национальной. На Универсиаде возрастной ценз составляет 25 лет - в студенческой сборной могут играть вполне зрелые в игровом плане ребята. Ведь в "молодежке" не могут выступать те, кто старше 20 лет. Но статус студенческой дружины остается непонятным.
Вспомните, что произошло перед Универсиадой-2009? Мы начали готовиться с 25 мая. Блатт, поскольку он не живет и не работает в России, заявил, что в середине июня собирает 30 лучших молодых игроков на 10-дневные сборы. О какой планомерной подготовке можно вести речь? Поэтому я заявил тогдашнему президенту РФБ Чернову: "Возьму других ребятам и буду плотно работать с ними полтора месяца - только тогда они смогут дать результат". И они его дали. Без Мозгова и Фридзона мы обыграли в полуфинале американцев и завоевали серебро. Последний раз такого успеха наши студенты добивались еще в СССР. Но после Универсиады я сказал: "ТАК работать мне неинтересно".
РГ: Вы себя называете оптимистом. После смены власти в РФБ ваш оптимизм повысился?
Белов: (Хохочет.) Он остался на том же уровне! Едва ли что-то кардинально изменится. Если в федерации сохранится старая команда, она по-прежнему будет зациклена на работе с национальными сборными. Нам самим надо больше работать! Пришло время пробивать программу развития детского баскетбола в регионах. Разрабатывать ее на местах и утверждать в Москве. Ждать, когда федерация этим займется, бессмысленно.
РГ: И как спортсмен, и как тренер вы не раз били американские "дрим-тим". Поделитесь рецептом.
Белов: Да, обыграв в 1972 году в олимпийском финале сборную США, мы дали понять остальному баскетбольному миру - американцев можно побеждать. Их слабое место - гипертрофированное увлечение схемами, зашоренность. Американские тренеры работают в одной системе координат. Я знаю специалистов в университетских командах, которые 30 и больше лет слепо доверяют одной и той же зонной системе защиты - не важно, что при этом творится на площадке, - и даже побеждают в своих турнирах. А мы можем импровизировать. Выражаясь языком картежников, блефовать. И в этом наш козырь. У нас нет черных ребят с их феноменальными физическими данными, но баскетбол - игра командная.
Кстати, европейский баскетбол после того, как в него пришли большие деньги, пошел по пути американизации и примитивизации. И в странах бывшей Югославии вряд ли уже родятся такие индивидуальности, как Кичанович, Петрович, Делипагич, Чосич (мы тоже были сильны разными баскетбольными школами: литовской, российской, украинской, грузинской). В Сербии много талантливых ребят, но они играют при такой тренерской диктатуре, которая предполагает не развитие индивидуальности, а подгонку всех под "баскетбольный евростандарт". Спортсмен лишается свободы как на площадке, так и за ее пределами. Смотрел недавно матч Евролиги и поймал себя на том, что мне неинтересно: испанская и греческая команды взаимодействуют по одним и тем же схемам. То же самое происходит с китайским баскетболом! Раньше он славился самобытными игроками: бежали как угорелые, кидали "трехочковые" на пятой секунде владения мячом.
РГ: Если завтра вам вдруг скажут, берите сборную и работайте, с чего начнете?
Белов: С общения по душам. Тренер должен быть не только специалистом, но и педагогом. Я всегда давал шанс людям быть людьми. Есть ребята, с которыми я с удовольствием работал в студенческой сборной. Женька Воронов, Колесников, Жуканенко, Лиходей трусы уже протерли на скамейке запасных в своих клубах. Постарался бы их убедить, что они ничем не хуже Папалукаса или Шишкаускаса. "Сборники" должны проникнуться моими идеями, поверить в необходимость огромных нагрузок, которые им предложат. Сегодня в порядке вещей, когда игрок на третьей минуте задохнулся и просит замену. Представляю, что было бы, если бы он обратился к Гомельскому или Кондрашину! Да у нас никто и не просил о замене. Напротив, была бы страшная обида, оскорбление, если бы тебя так рано посадили на лавку.
Надо возрождать базовый клуб для сборной. В хоккее такое было при Тихонове. Как его хаяли за то, что собирал в ЦСКА чуть ли всех талантливых игроков, но все дружно аплодировали победам сборной на чемпионатах мира и Олимпийских играх. Сегодня в баскетбольном ЦСКА есть полдюжины талантливых россиян - поставьте туда главного тренера сборной России. Он будет кровно заинтересован в развитии игровых качеств своих соотечественников. Парни проникнутся его игровой философией, привыкнут к его методикам, им не надо будет перестраиваться в сборной. Но базовый клуб нынешним функционерам не интересен.
РГ: А что делать в сборной с "отказниками"? Вы сравнили баскетбол с футболом, однако последний вроде бы уже переболел этой заразой.
Белов: Надо с пониманием относиться к таким ситуациям. Андрей Кириленко уже десяток лет играет в НБА. С октября по май надо провести под сотню напряженных матчей. Бесконечные перелеты-переезды. Колоссальная нагрузка. Некогда передохнуть, поработать толком над каким-то элементами. Если Андрей отказался от участия в чемпионате мира, значит, были у него были веские причины.
Холден? Своим последним золотым броском на ЧЕ-2007 и выступлениями за ЦСКА он заслужил право называться самым честным легионером по отношению к нашему баскетболу. Хряпа? Нужно говорить с человеком. Не уговаривать его, не покупать, а убеждать. На то ты и тренер. Но я считаю, что и без Кириленко с Хряпой у нашей сборной большой потенциал. Просто многие наши парни напоминают паровоз - мощь большая, а КПД пока маленький.
РГ: При вас сборная России в 1994 и 1998 годах дважды становилась вице-чемпионом мира. Говорят, среди спортсменов высокого уровня очень немного тех, с кем тренеру комфортно работать. С кем из ребят вы больше всего намучались?
Белов: По-человечески? С Андрюхой Фетисовым и его нарушениями спортивного режима. Если в 1994 году это все было на ранней стадии, то через 4 года, то за неделю до вылета в Афины он уехал на выходной и где-то пропал. По игровым данным, Фетисов был не хуже Александра Белова (уникальный Сабонис не в счет). Сколько лет я убеждал Андрея, что он может играть не только не хуже, но, возможно, и лучше Скотти Пиппена. Фетисов многое потерял как игрок. Говорю это не с обидой. Просто жаль, что такой талантище пропал, а я не смог развернуть его в нужную сторону.
РГ: А как вам великому бомбардиру времен советской сборной работалось с лучшим снайпером российской сборной 1990-х годов?
Белов: С Серегой Бабковым? Нормально! Никогда с ним трений не возникало. Может, он в 1998 году решил, что я из-за его возраста немножко задвинул в тень и давал больше времени молодому Куделину. Но я никогда не глядел в паспорт (потому что сам был игроком и прошел через это). К тому же Сергей игрок определенных рамок и возможностей. Но он провел два великолепных чемпионата - и в Торонто, и в Афинах.
Не думаю, что я в чем-то виноват перед всеми моими воспитанниками. В команде 12 человек и всем не дашь играть по 40 минут. Тренеру нельзя впадать в зависимость от амбиций игрока. Всегда говорил ребятам: "Мы можем сесть за стол и поспорить, но решение-то мне принимать и отвечать за него. У вас еще будет время и возможность прийти на мое место". Как потом и сделал Сергей Бабков.
А если кто-то из ребят высказал когда-то обиду - не вижу трагедии. Все мы люди. Всегда ценил мнение каждого игрока, независимо от его возраста, и никогда не таил обиды. Я человек верующий. Давно всех простил и от этого мне очень легко.