11.02.2011 00:22
Digital

Российская молодежь предпочитает узнавать новости из социальных сетей

Социальные сети становятся новыми СМИ
Текст:  Мария Жебит
Российская газета - Федеральный выпуск: №29 (5405)
Читать на сайте RG.RU

Социальные сети в прошлом году выбрались в десятку самых популярных сайтов, откуда молодежь узнает новости. Хотя среди взрослого населения телевидение, радио и традиционные газеты все еще остаются наиболее востребованными. Такие результаты огласил вчера эксперт фонда "Общественное мнение" Павел Лебедев на конференции i-COMference.

Интернет-ресурсы пока стали лишь четвертыми в рейтинге источников новостей для россиян. По данным ФОМ, около 95 процентов все еще смотрят телевизионные программы. Телеканалы занимают первые три строчки самых популярных источников. Хотя среди молодежи, по словам Лебедева, уже произошел "сдвиг" в способах восприятия информации: "От аналоговых СМИ к Интернету и комплексной среде". В "молодом" рейтинге вообще нет печатных газет и только одна радиостанция.

Впрочем, популярность соцсетей как места постоянного "проживания" молодежи уже давно не новость. Даже в столкновениях в Египте пытаются обвинить сайт микроблогов Twitter - за координацию действий протестантов. Среди российской молодежи, как утверждает ФОМ, уже половина активно использует социальные сети. Причем 37 процентов полностью доверяют новостям из "ВКонтакте" и "Одноклассников". Поэтому наиболее перспективным путем развития, по мнению экспертов, в ближайшее время станет схема Facebook: и социальная сеть, и новости с видео, фото и звуком.

Тем не менее, как считает ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян, "медийка" совсем не нацелена на то,чтобы лишить издателей и телевизионщиков средств к существованию. "Интернет увеличивает потребление новостей, а не перехватывает аудиторию", - считает эксперт. Но делает оговорку: кроме газетной аудитории. Тиражи печатных газет постепенно падают. Хотя они активно и не росли последние десятилетия - сначала по вине радио и телевидения, а теперь и электронных СМИ.

В гонку за читателя теперь вступили и специальные издания для планшетов. Правда, за прошлый год пользователей планшетных версий в мире было около одного процента. До России новая волна докатится еще не скоро. По оценкам эксперта рынка Эльдара Муртазина, в 2010 году в стране было продано более 350 тысяч таких компьютеров. В мире - около 15 миллионов планшетов только от компании Apple. Но уже в следующем году на рынке появится не менее 40 подобных продуктов. Вероятно, планшетные версии СМИ станут использоваться активнее.

Пока успех изданий только для планшета остается для экспертов сомнительным. Как и платного доступа к онлайн-версиям традиционных СМИ. Пользователи все еще не готовы платить за новости, считает Казарян. При этом эксперт предупреждает, что российским печатным изданиям пора уже думать об избавлении от печатной версии - расходы на изготовление и распространение становятся все более обременительными. А если сейчас кому-то кажется, что рано это делать, то потом будет поздно.

Но пока перспектива перевести все новости в онлайн для России кажется сомнительной. Только к концу года, по данным ФОМ, 64 процента россиян стали выходить в Сеть хотя бы раз в месяц. Активных пользователей Сети по меркам развитых стран все еще мало. Хотя за год в регионах прирост составил, по данным компании TNS, 14 процентов. В основном за счет взрослого населения и небольших городов. Так что у издателей пока еще есть шанс заработать на бумажной прессе, но недолго, считают аналитики.

Интернет СМИ и соцсети