16.02.2011 00:20
Происшествия

"РГ" публикует положение об охране тюремных психбольниц

"Российская газета" публикует положение об охране тюремных психбольниц
Текст:  Мария Голубкова (Санкт-Петербург) Наталья Козлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №32 (5408)
Читать на сайте RG.RU

Кто отвечает за безопасность психически больных преступников и персонала в таких клиниках, имеет ли право охрана применять силу и в каких случаях - на эти вопросы отвечает документ, который сегодня публикует "Российская газета".

Это приказ министерства юстиции "Об утверждении примерного Положения об отделе охраны психиатрической больницы (стационара) специализированного типа с интенсивным наблюдением".

Для чего подобный документ нужен? Это очень важный приказ. Он устанавливает структуру управления очень специфической больницей, оговаривает права и обязанности охраны психиатрических учреждений тюремного ведомства.

В приказе речь идет об особых учереждениях, в которых находятся преступники, если суд решил, что они в первую очередь - больные люди и не ведали, что натворили. Таким осужденным по нашим законам тюремное наказание вместо содержания в колонии или в камере заменяется принудительным лечением.

Надо сказать, что с подобными заведениями в последнее время были немалые проблемы. Милиция передала их минздравсоцразвития. В результате сложилась странная картина - вооруженный конвой привозил арестанта, снимал с него наручники и передавал действительно опасного человека медсестре, которая, естественно, безоружна.

Но проблему все-таки разрешили. По приказу, который мы публикуем, руководить охраной лечебниц будут территориальные органы ФСИН России.

В нашей стране пять специализированных больниц с интенсивным наблюдением: в Санкт-Петербурге, Орле, Костроме, Новочеркасске и Калининграде. Там содержатся наиболее опасные больные, совершившие самые тяжкие преступления. Документ минюста устанавливает, как должны выглядеть отделы по охране спецлечебниц.

В состав психиатрической больницы должны входить: служба охраны и безопасности, кадров и работы с личным составом, дежурная служба, юридическая служба, бухгалтерия, секретариат. Кроме того, предусмотрено наличие службы психологической работы и "обеспечивающих подразделений".

Сотрудники охраны должны проверять документы, досмотривать вещи, а "в исключительных случаях" - проводить личный досмотр на контрольно-пропускных пунктах. Охране разрешено "применять физическую силу, специальные средства и оружие в соответствии с законом об обеспечении охраны психиатрических больниц.

Охране также предписано применять технические средства "для содействия медицинскому персоналу в осуществлении постоянного и интенсивного наблюдения за состоянием и поведением лиц, находящихся на принудительном лечении".

Пускать в дело "техсредства" разрешается для "предотвращения действий, угрожающих безопасности находящихся на территории психиатрического стационара лиц, пресечения незаконного оставления психиатрического стационара...", а также для пресечения незаконного проникновения на территорию посторонних лиц, проноса запрещенных предметов, выноса материальных ценностей.

Охрана - юридическое лицо, которое имеет печати, бланки и лицевые счета.

Серьезное преимущество документа - он не был подготовлен и подписан кулуарно . Министерство юстиции опубликовало для общественной экспертизы проект документа.

Один из самых громких последних побегов из психиатрической больницы случился в Северной столице. Правда, ставший широко известным пациент был не в тюремной, а в обыкновенной больнице - N 3 имени Степанова-Скворцова. Мужчина ушел из стационара в чем был - в халате и тапочках. Беглеца нашли через два дня и водворили на место, однако в соответствии с юридической терминологией его действия не побег. Пациент проходил по уголовному делу об убийстве, но был оправдан и помещен на принудительное лечение в гражданское психиатрическое учреждение, не имеющее режимного статуса и спецнадзора, поэтому он, выражаясь юридически, не "сбежал", а "самовольно оставил" место лечения.

- Мы нуждаемся в охране, потому что больница огромная - более 2 тысяч пациентов, более 26 гектаров территории, - поясняет заместитель главного врача по медицинской части психиатрической больницы N 3 Юрий Солонский. - Но больные знают все входы и выходы, а на проведение полного комплекса инженерно-технических мероприятий, то есть установку камер видеонаблюдения и прочих техсредств, не хватает денег. Клинику охраняет частная фирма. Как пояснил врач, в момент ухода пациента на дежурстве находились только медики. Почему они просмотрели пациента, покажет служебная проверка, по результатам которой виновному будет объявлен выговор. Между тем внутренней охраны в отделениях психиатрической больницы нет - стражная служба просто не предусмотрена в гражданских учреждениях.

После побега в больнице был усилен контроль за пациентами, всем сотрудникам предписано действовать строго по должностной инструкции. Между тем медицинский персонал практически не способен уследить за всеми. Закон об обеспечении охраны психиатрических больниц, вступивший в силу в 2009 году, и Положение об отделе охраны психиатрической больницы ситуацию не меняет.

Обеспечение безопасности, в том числе с применением спецсредств, а также резервной группы, которая может прийти на помощь медикам, по этим документам полагается только в тех случаях, если психические больные находятся на принудительном лечении. А "гражданские" больные по-прежнему останутся в ведении частных охранных предприятий.

Тюрьмы