16.02.2011 00:28
Культура

Акробаты Юлия и Александр Волковы возвращаются на манеж после тяжелой травмы

Воздушный полет гимнастов Волковых после трагедии
Текст:  Татьяна Владыкина Сергей Савостьянов
Российская газета - Федеральный выпуск: №32 (5408)
Читать на сайте RG.RU

В пятницу, 18 февраля цирк Никулина на Цветном бульваре покажет юбилейную программу "Парад аттракционов". Цветастые цирковые афиши обещают эквилибристов, акробатов, жонглеров, дрессировщиков. А еще - воздушных гимнастов на полотнах. Известные акробаты Юлия и Александр Волковы выступят с новой версией самого романтического номера. "После тяжелой травмы, полученной год назад", - уточняет афиша.

Трагедия супругов Волковых случилась 9 декабря 2009 года. Они упали на искусственный лед с шестиметровой высоты. У 35-летнего Саши перелом обеих пяточных костей. У 34-летней Юли перелом кости черепа и нижней челюсти, травма живота, открытый перелом левой голени и травматический шок. Через полгода гимнасты уже снова в воздухе. Что помогло им вернуться в жизнь? Как проходило это возвращение?

Взлет после падения

Вообще в этой истории много мистических совпадений, все сложилось как пазл. Страшно представить, что бы было, если бы что-то не совпало. Юлю правильно положили на лед, и она не захлебнулась кровью. Оказавшиеся рядом врачи вызвали правильную карету "скорой помощи", сообщив, какая должна быть аппаратура. Скорая приехала буквально через три минуты после падения. Через пять минут гимнасты были доставлены в институт Склифософского.

А за несколько дней до трагедии Волковых в цирке случилась необычная история. Пара белых голубей, голубь и голубка, улетела от дрессировщиков и устроилась под самым куполом. Их никак не могли поймать.

- Когда мы упали, они сами опустились на лед, - говорят артисты.

Я встретилась с ними в цирке на репетиции. Юля энергичным шагом идет по лабиринтам цирковых коридоров на главный манеж. Там ее уже ждут Саша и Иван, ассистент гимнастов. Они проверяют оборудование, прикидывают высоту. На репетиции все элементы отрабатываются на небольшой высоте. Постепенно гимнастов поднимают на рабочую.

- Поехали, - командует ассистент, и Саша взлетает над манежем, подхватывая Юлю. - Давай вниз, - кричит гимнаст. Они опускаются, крепко обхватывают руки друг друга выше запястья и опять поднимаются вверх, тщательно отрабатывая новый элемент номера.

Спустя сорок минут возвращаемся в гримерную. По пути Юля показывает мне свои руки - вздутая кожа, красные точки лопнувших от нагрузки сосудов.

- Без этого никуда, - смеется она, - издержки профессии.

Металлическая спица, которая появилась в ноге Юли после трагедии, - тоже издержки профессии. Юля будет с ней жить и работать до будущей осени.

- Иногда, конечно, этот инородный предмет дает о себе знать, - признается с улыбкой Юля. - Но ничего, справляюсь. Вообще, как только мне дали разрешение ходить без палочки, я тут же пошла. Помню, как шла через боль, стараясь не хромать. Стискивала зубы, но не хромала. И довольно быстро надела каблуки.

Я, наконец, задаю вопрос, который мучил меня еще во время представления: "Почему без страховки?!".

- Страховка на полотнах не предусмотрена, она создает еще большую опасность, - объясняет Саша.

- То есть, однажды, запутавшись в полотнах, она может сработать как петля на шее? - уточняю я.

- Точно, - кивает Юля. - В этом жанре страховка - смерть.

- А сетки, мягкие маты?

- Мы же не рассчитывали падать, - терпеливо разъясняют гимнасты. - Мы привыкли к любым поверхностям, работали даже над натуральным льдом. Летали везде, где можно подвеситься. Кстати, врачи потом говорили, если бы не лед, могло бы быть еще хуже...

Обычно арену цирка закрывают каучуковым покрытием. На тот момент здесь шла программа "Цирк на льду", и искуственное ледовое покрытие естественным образом лежало несколько месяцев, пока длилось шоу. Упасть лицом на твердую поверхность пластика с высоты пятиэтажного дома (Юля) и рухнуть с третьего этажа на ноги (Саша) - опасно, но все-таки с небольшими шансами на жизнь. Пружинящий каучук мог подкинуть гимнастов еще раз.

- Логичнее было бы упасть в другой момент, например, в конечной точке кача, - рассуждает Саша. - Если бы так произошло, я бы вообще улетел в зрительские ряды. Это, совершенно точно, не усталость. Я уже собирался сделать следующий элемент...

Они упали на пластиковый лед. Он с высоты шести метров, она - с восьми. Перед падением гимнастка села на шпагат, закрепила ноги кольцами полотен, руками она надежно схватилась за полотна. На ее талии были закреплены ремени, за которые держался ее партнер. Нога Юли выскользнула из кольца, и артисты упали.

На манеже началась жуткая паника. Одни кричали "не трогайте, вдруг позвоночник сломан!", другие - "переворачивайте!".

- Я упала и не отзывалась, - вспоминает Юля. - Действительно, это была какая-то странная случайность, - она опять задумывается. - Мы не были уставшими, как рассказывали про нас СМИ, приехали вечером на репетицию. По счастливой случайности, в этот день в цирке оказались врачи. Мы об этом ничего не знали, наш режиссер буквально на днях рассказала об этом. Знаешь, у некоторых есть традиция 31 декабря ходить в баню, - улыбается она. - Ну вот у наших спасителей есть удивительная традиция 9 декабря ходить в цирк. Даже если нет представления. Сидят в кафе, отдыхают, общаются. Надо же было, чтобы все так совпало! - искренне удивляется девушка. - Страшно представить, что бы было, если бы что-то не совпало. Сегодня они придут смотреть на нас, нам ужасно хочется их отблагодарить!

Проснусь мисс Вселенной!

Российская публика - самая душевная, в этом артисты Волковы сегодня убеждены окончательно.

- Я убедилась в этом после нашей трагедии - говорит Юля. - На адрес цирка приходили письма со всей России. Люди писали, что очень переживают, поддерживают, сочувствуют. Меня затронуло одно послание девушки: без конверта, без адреса, лист бумаги с очень красивыми стихами. Она еще извинялась, что в порыве, спонтанно, - а я лежала на больничной койке и рыдала. Как могут сопереживать и соболезновать люди, которых мы не знаем, которые нас не знают?! Ну как я ради них не встану? Встану и летать буду!!!

- Поддержка была, конечно, огромная, со всех сторон, - подтверждает Саша. - Может быть, поэтому мы так быстро восстановились. Помогали все, знакомые, незнакомые, руководство цирка.

- Мы не могли их подвести, - горячо убеждает меня гимнастка. - Это было таким стимулом к выздоровлению!

- Кроме этого, вероятно, безумная сила воли, - предполагаю я.

- ...о которой, кстати, я не знала, - смущается девушка. - Я всегда была жуткой плаксой, в общем-то ею и остаюсь. Никогда не думала, что смогу побороть все это. Саша мне говорил, что никак не ожидал от меня такого. Перед чистовой операцией, когда мне "собирали" лицо, доктор спросил меня: ну что, готова? Я говорю: да. Настрой хороший? Конечно, говорю, я же проснусь мисс Вселенной! Так я себя настроила. Слава Богу, все получилось, - улыбается она. - Если бы я ходила и жалела себя, наверное, я бы не справилась...

После выписки у Юли был очень сложный реабилитационный период. Безумные отеки на лице, все болело и ломило так, что она даже есть не могла.

- Я была такая тощая, 47 кг, - вспоминает она со смехом. - Челюсть у меня не открывалась, и я не могла толком есть, только пила. Через дикую боль делала упражнения, каждый раз измеряла - ага, ложка стала влезать! А когда научилась есть с вилки - это было счастьем. В тот период как раз проходили паралимпийские игры, я смотрела, как наши ребята раз за разом берут золото... Это был очень хороший стимул.

Совсем немного о любви

Они даже представить не могли, что когда-нибудь с ними такое случится.

- Любой здравомыслящий человек загадывает только хорошее, - уверена Юля.

- Более того, сейчас мы пытаемся забыть все, что было, отключиться от этого, - говорит Саша.

- Ну или рассказывать об этом с улыбкой, - уточняет гимнастка. - Мы просто стали еще внимательнее друг к другу. Даже зрители это замечают. А наши цирковые говорят: когда вы беретесь за руки, даже по глазам видно, как вы осторожничаете. То есть теперь мы уже думаем не один раз, а десять.

Я смотрю в пронзительно зеленые глаза Юли и каждой клеточкой чувствую ее безудержное стремление к жизни и страстное желание, через адскую боль, через любые препятствия: но жить и летать. - Нам очень хотелось жить, - она тщательно и твердо выговаривает каждое слово и добавляет: - За нас многие молились.

- Я думаю, нас вымолили, - неожиданно произносит Саша.

Юля показывает мне эсэмэски, которые она хранит до сих пор. "Юля и Саша! Вы самые замечательные. Выздоравливайте скорее!", "Derjites.bydy molitsa za vas, celyu" - я даже не знаю, кто это, - комментирует она, листая сообщения, и вдруг замирает. "Мамочка, я вас люблю. Когда же вы вернетесь, я хочу домой", - читаю я.

- Это от Юны, - поясняет гимнастка. Юна - теперь уже пятнадцатилетняя дочь Юли и Саши. После трагедии девушка не пропускает ни одного представления родителей. Когда с ними случилась беда, Юне было четырнадцать. Цирковому ребенку, ей и в голову не приходило, что профессия папы и мамы смертельно опасна. Сегодня она, как всегда, пришла на представление. И пока ее мама настраивается на работу, вернувшись к кроссвордам, мы тихо беседуем. Улыбчивая (как мама) и немного застенчивая (как папа), Юна с восхищением смотрит на родителей и взахлеб рассказывает о них.

- Моя мама - мой кумир, - не скрывает она. - Вообще, то, что случилось, было для меня чем-то странным. Тот день был абсолютно обычным. Когда я увидела по времени, что родители задерживаются, подумала, что у кого-то в цирке день рождения. Телефоны у родителей были недоступны, я позвонила бабушке. Она пришла и выдала фразу, которую я никогда не забуду: "Родители разбились". За те три дня я очень многое поняла. Я знала, что папа жив, но не знала, жива ли мама. Я ходила как зомби, молчала, плакала, не спала ночами... Я никогда не думала о том, что с ними может что-то случиться. Всегда спокойно смотрела на то, как они летают под куполом, с детства привыкла к этому и очень любила их номер. А когда случилось, поняла, как это тяжело. Теперь я стала относиться к родителям бережнее. А еще, когда это случилось, поняла: теперь уже точно не смогу прервать династию.

- Как думаешь, что помогло им так быстро снова подняться в воздух?

- Наверное, поддержка близких, - не раздумывая отвечает Юна и тут же добавляет: - И любовь к сцене. Мама так любит выступать!

- Очень люблю, - подтверждает мама, подкрашивая ресницы. - Одна маленькая девочка назвала меня феей: "Тетя Юля, вы так летали - вы фея?" Мне очень понравилось эта ассоциация. Да, я - фея, я - волшебница!

В динамике раздается предупредительный звонок, и волшебники Волковы энергичным шагом отправляются на манеж. До их выхода остается пятнадцать минут. Саша берет полотна и уходит на другую сторону манежа, а мы с Юлей останавливаемся. На арену они выйдут с разных сторон, навстречу друг другу. Воздушная гимнастка Волкова разминается: шпагат, махи руками, вис на кольцах. Привычно перевязывает запястья бинтами, приветливо улыбается проходящим мимо коллегам. Я смотрю на нее и думаю, какая же невероятная сила воли, какое истинное мужество, какая безумная тяга к жизни должны быть в этой хрупкой, сентиментальной девушке, которая после таких страшных травм не просто встала на каблуки, а взлетела в воздух так легко, как будто не было никакой трагедии. Какими стальными нервами и твердой силой духа должен обладать ее муж и партнер, который в ту же секунду после падения, чуть живой, полз к ней, чтобы убедиться, что она дышит.

- Совсем немного о любви, - объявляет инспектор манежа номер Юли и Саши. Они обнимают друг друга и взмывают вверх.

компетентно

Александр Рыбкин, начальник отдела Росгосцирка: Цирковая техника безопасности прописана на крови. Цирк - это особая работа. Как спорт. Такие трагедии случаются примерно раз в два года. Случайность, которую не просчитаешь. Артисты идут на риск осознанно, они поднимаются под купол не для того, чтобы упасть. И хотя все отточено до автоматизма, случиться может что угодно с каждым. На все цирковое оборудование есть технический паспорт. Когда инспектор манежа выпускает номер, он тщательно следит за тем, что происходит.

Полотна - это довольно молодой поджанр воздушной гимнастики, в России он появился лет пятнадцать назад. Здесь не предусмотрена лонжа (страховка-прим.ред.), они сами служат страховкой, гимнаст обвязывается полотнами.

С 1 октября 2010 года в системе Российского государственного цирка действует страховка. В случае серьезной травмы или летального исхода артист получает 850 тысяч рублей. Страховые выплаты получают артисты тех организаций, которые входят в Росгосцирк.

P.S.

Как объяснили в цирке Никулина, где работают гимнасты Волковы, специальной страховки у них пока не предусмотрено, но в случаях серьезных травм цирк берет на себя все расходы по лечению, независимо от стоимости.

Шоу