Сегодня вторичный рынок автокомпонентов в России в 3 раза превосходит первичный и составляет 75% всего объема. Причем доля оригинальных автокомпонентов не превышает 20-30%, зато остальные 70-80% имеют сомнительное происхождение. "Опасность ситуации в том, что контрафакт продается в наиболее распространенных каналах реализации автокомпонентов, таких как авторынки и мелкие магазины, а это около 70 процентов всего объема торговых точек, - говорит директор НП "Респект" Владимир Михайловский. - Причины возникшего кризиса в автокомпонентной отрасли, во-первых, в широком распространении нелегитимных способов ввоза и реализации автокомпонентов: подделка сертификатов, подкуп сотрудников, участвующих в процедуре таможенного оформления, незаконное использование торговых марок известных производителей. Во-вторых, в отсутствии госконтроля за соответствием товаров требованиям безопасности".
Руководитель группы "Эрнст и Янг" Иван Бончев утверждает: "Низкокачественная продукция на вторичном рынке с каждым годом все активнее вытесняет аналоги добросовестных производителей. При этом российские производители автокомпонентов едва ли способны выдерживать конкуренцию по стоимости и не могут модернизировать свою технологическую базу. Создание отечественной автокомпонентной отрасли, как это запланировано минпромторгом в концепции развития российского автопрома, будет блокировано отсутствием мотивации со стороны потенциальных инвесторов".
Основные причины известны: с одной стороны - малая мощность автосборочных заводов, за исключением АВТОВАЗа, с другой стороны - неработающие механизмы государственного контроля за техническими параметрами на огромном вторичном рынке становятся факторами, блокирующими добросовестную конкуренцию. По мнению аналитиков, в отсутствие контроля за параметрами качества на российском вторичном рынке положение отечественных автокомпонентных предприятий будет все более усугубляться, что может быть выражено в остановке российских предприятий, сокращении тысяч рабочих мест и создании социальной напряженности в отдельных регионах.
Среди сложностей, с которыми сталкиваются отечественные производители автокомпонентов, генеральный директор НПО "Турботехника" Валерий Каминский назвал необходимость диверсификации и расширения номенклатуры производства, требования заказчиков иметь двух или более поставщиков, незаинтересованность закупочных структур заказчиков в российских поставщиках и коррупцию при заключении договоров. "Кроме того, на импортирование продукции, аналогичной нашей, в России отсутствуют таможенные пошлины, - добавляет Каминский. - И наоборот, на приобретаемое по импорту современное оборудование, необходимое для модернизации производства автокомпонентов на российских предприятиях, таможенные пошлины и НДС присутствуют в полном объеме".