04.03.2011 00:47
Авто

Минпромторг разрабатывает программу утилизации старых грузовиков и автобусов

Минпромторг подготовил проект утилизации грузовиков и автобусов
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №46 (5422)
Читать на сайте RG.RU

С 2012 года Россия может начать избавляться от старых грузовиков и автобусов.

Минпромторг разрабатывает основные параметры программы обновления парка коммерческих автомобилей. Проект документа будет представлен в правительство до конца I квартала 2011 года. Об этом сообщили "РГ" в ведомстве. "Мы выступаем за обновление автомобильного парка России во всех сегментах. Это один из ключевых факторов развития автопрома", - добавили в пресс-службе.

Вчера по просьбе "РГ" ситуацию детализировал замминистра промышленности и торговли Андрей Дементьев. По его словам, окончательно о параметрах программы обновления парка грузовых автомобилей и автобусов специалисты пока не договорились. В том числе по возрасту техники, подпадающей под госпрограмму. "Обновление грузового парка - это не потребительский, а бизнесовый сектор, следовательно, должны быть другие стимулы и механизмы", - пояснил Дементьев.

По его словам, списанных грузовиков, а в особенности спецтехники, которая якобы находится в эксплуатации, сегодня очень много. Но выставить, к примеру, требования к 20-летней технике, как при утилизации легкового автотранспорта представить комплектный автомобиль, для этого надо быть Копперфилдом. Поэтому, отметил Дементьев, для начала нужно определиться, что же все-таки требуется - организовать скидку при продаже новых автомобилей для наиболее эффективных пользователей, которые купят права на покупку, или что-то другое.

При этом Дементьев подчеркнул, что целевой установки - поднять рынок - сейчас нет. "Он у нас находится на стадии эффективного роста, и поддерживать его искусственными мерами было бы неправильно. Поэтому и госпрограммы по обновлению грузового автотранспорта, в случае если ее примут, будут другие установки".

Напомним, в минпромторге не раз заявляли, что на смену госпрограмме по утилизации старых легковых автомобилей придет программа по утилизации грузового коммерческого автотранспорта. Однако механизмы стимулирования не озвучивали. На днях директор департамента автомобильной промышленности минпромторга Алексей Рахманов впервые раскрыл карты. По его словам, возможны три варианта финансирования этой программы. "Первый аналогичен схеме утилизации легкового автотранспорта, когда государство компенсирует от 10 до 15 процентов стоимости старой техники. Второй вариант - софинансирование из регионального и федерального бюджета, когда 30 процентов стоимости, к примеру, финансируется регионом, а 70 - федеральным бюджетом. Такой вариант рассматривается применительно к обновлению автобусного парка. Третий вариант - использование лизинговых схем, когда, вложив, условно говоря, рубль в уставной капитал государственных лизинговых компаний, можно купить техники на два.  

По словам главы аналитического агентства "Автостат" Сергея Целикова, при реализации может возникнуть немало сложностей. Во-первых, не исключено, что спрос изначально превысит возможности госпрограммы. Кроме того, коммерческая техника имеет очень большой разброс цен - от 2 тысяч долларов до миллиона. И здесь одной скидкой в 100-250 тысяч рублей не обойдешься. В принципе, считает эксперт, госпрограмма утилизации грузовиков экономически выгодна всем. Продажи могут вырасти в 1,5 раза.

Главное - это цена вопроса. "Сколько Кудрину не жалко в бюджете средств, столько и надо выделять", - предлагает эксперт. Потенциально утилизации в России подлежит 4,5 миллиона единиц тяжелой техники, и даже если под программу поначалу попадет 300 тысяч старых авто, это будет замечательно, утверждает Сергей Целиков.

Легковые авто Минпромторг