Мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление, в котором утвержден новый порядок денежной компенсации владельцам сносимых гаражей, оказавшихся помехой при освобождении территории города. Префекты административных округов столицы уверены, что этот документ снимет социальную напряженность, которая возникала до сих пор практически вокруг каждого гаража, по соседству с которым начиналась стройка.
Как рассказал "РГ" один из разработчиков документа, замруководителя департамента строительства Москвы Андрей Новиков, теперь цену любого гаража, попадающего под снос, сначала оценит независимая экспертиза. Речь идет как о плоскостных одноэтажных кирпичных, бетонных, так и одноэтажных металлических гаражах и автостоянках. От владельца требуется лишь предоставить документы на пользование им. Поскольку большинство боксов в столице построено, когда еще не было регистрации имущества, префектуру устроят любые документы, в том числе и решения исполкомов райсоветов любого года. После того как бумажная часть работы останется позади, владельцы получат денежную компенсацию по рыночной цене. О конкретном размере ее Андрей Новиков говорить пока не стал, но уточнил: "Все будет по справедливости, речь идет о сотнях тысяч рублей за гараж". Он уверен, что подобный подход позволит быстрее освобождать территорию, в которой столица сегодня остро нуждается, занявшись масштабным дорожным строительством.
Ведь что настроило больше всего жителей столицы против тех же народных гаражей? Землю под них префектуры изымали как раз из-под тех самых плоскостных автостоянок, в которых у людей годами стояли машины. По большому счету это понятно - другой свободной территории в столице сейчас практически не найдешь. Но с чем чиновники приходили к автовладельцам? "Если у вас земля оформлена в собственность, то взамен снесенного гаража вы получите место в строящемся паркинге", - говорили им. Но кто и когда в Москве оформлял эту землю горожанам в собственность - под гараж-то? Даже той земли, на которой частные дома веками стоят, и то приходилось добиваться через Конституционный суд. Большая часть пользовалась участками, отведенными под автостоянки, на условиях срочной аренды. Разорвать этот договор чиновники могли в любой момент, но чаще всего они просто не продлевали его. А когда срок аренды кончался, давали короткое время на то, чтобы собрать свои пожитки и если есть желание - демонтировать конструкцию и вывезти ее на ту же, скажем, дачу. Дальше в ход шел бульдозер.
Теперь же бартера - машино-место на машино-место - не будет, пояснил Андрей Новиков. Дело в том, что, во-первых, российским законодательством не предусмотрено построить недвижимость на государственные средства, а затем передать ее частному лицу. Во-вторых, любой новый гараж, безусловно, будет дороже любого старого. Поэтому город будет просто выкупать гаражи, а уж автовладельцы сами должны решать, как им дальше устраивать свое авто. Тем более что выбор у них, по крайней мере как обещают городские власти, скоро будет очень большой. Ведь по программе транспортного развития столицы в течение ближайших пяти лет в Москве должно быть построено новых паркингов на два миллиона машино-мест при том, что сейчас их имеется лишь немногим более миллиона. Первыми компенсации по новому положению получат владельцы гаражей, оказавшихся на пути строящейся автомагистрали "Вешняки-Люберцы". Отсутствие механизма их выкупа тормозило эту стройку. Зато теперь, уверен Андрей Новиков, "мы будем разговаривать с людьми на взаимовыгодных условиях и расставаться по-человечески". "Это очень важно, что мы придем к их владельцам не с пустыми руками", - согласен с ним и префект Северо-Западного административного округа Виктор Дамурчиев.