По примеру Тюменской области на Среднем Урале решили создать единый расчетный центр, который призван упорядочить прием платежей от населения и сделать более прозрачными расчеты муниципалитетов с поставщиками ресурсов. Но местное самоуправление отнеслось к этой идее критически.
Региональный информационный центр (РИЦ) появился на Среднем Урале в октябре 2010-го. По словам заместителя министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Николая Смирнова, это было сделано в целях обеспечения прозрачности денежных потоков и уменьшения оплаты за биллинг.
- Субъект РФ берет под контроль начисление платежей и работу с неплательщиками, что позволит снизить задолженность, сдержать темпы роста тарифов и искоренить те нарушения, которые есть в сфере ЖКХ. Государственная компания будет отвечать и перед гражданами, и перед правительством области за достоверность расчетов, отслеживать, чтобы не было "двойных квитанций", - подчеркивает замминистра.
На данный момент РИЦ работает в пяти муниципальных образованиях, ведутся переговоры еще по 19, ожидается, что уже к концу первого квартала предприятие откроет там свои филиалы. А до начала нового отопительного сезона планируют охватить всю область, включая Екатеринбург.
Вот тут и приходит в голову меткое народное выражение: не говори "гоп", пока не перепрыгнешь. Едва появившись в Екатеринбурге, РИЦ встретил активное сопротивление со стороны местной администрации, депутатов и даже общественной палаты. Дело в том, что в столице Урала уже десять лет действует собственная аналогичная структура - Единый расчетно-кассовый центр (ЕРЦ). И хотя сейчас это ООО, горожане прекрасно помнят, что изначально это было муниципальное предприятие, созданное по инициативе городских властей под теми же лозунгами: упорядочить расчеты, ликвидировать задолженности.
На сегодня ЕРЦ располагает разветвленной сетью: 20 районными отделениями и 134 кассами и терминалами. Через эту организацию можно вносить коммунальные платежи, плату за ТВ, радио, домофон, телефон, Интернет, оплачивать кредиты, содержание ребенка в детском саду и образование студента, причем без комиссий - именно это привлекает большинство потребителей, ведь банки и платежные терминалы взимают от 6 до 10 процентов от суммы. Кроме того, через ЕРЦ происходит пополнение социальных карт льготников и электронного проездного "Е-карта". В базе организации - 480 тысяч лицевых счетов.
Вполне закономерен вопрос: зачем ломать сложившуюся систему? Ведь ушли годы на то, чтобы люди привыкли и оценили ее удобство.
- Никакого давления не будет. В соответствии с Жилищным кодексом управляющие компании и ТСЖ добровольно выбирают агента. Стоимость услуги в РИЦ несколько меньше, чем в ЕРЦ, поэтому они сами будут заинтересованы в сотрудничестве, - уверяет Николай Смирнов.
По словам Олега Троицкого, гендиректора РИЦ, открывая филиалы на той или иной территории, стараются не нарушить систему, а наоборот, помочь управляющим компаниям осуществлять претензионно-исковую работу, то есть наводить порядок в коммунальной сфере.
Создание специализированной структуры, считают в министерстве, гарантирует территориям экономический эффект. Уже первый проект РИЦ в Кировградском городском округе принес дополнительные сборы в размере 200 тысяч рублей: при тестировании базы данных муниципального учреждения ЖКХ было выявлено более 2000 различных неточностей.
К ЕРЦ также имеются претензии со стороны контролирующих органов. Как заявили в областном управлении Роспотребнадзора, центр довольно часто нарушает права екатеринбуржцев на предоставление информации, выдает неправильные расчеты. А привлечь организацию к ответственности практически невозможно: суды не признают ее стороной потребительских отношений, потому что между ЕРЦ и гражданами не заключены соответствующие договоры, расчетно-кассовый центр работает с ними в силу агентских соглашений с УК и ТСЖ.
- На нас с официальными предложениями о сотрудничестве никто не выходил (хотя руководитель РИЦ утверждает обратное. - Прим. авт.), - говорит Елена Береснева, заместитель директора ЕРЦ. - В Екатеринбурге наша организация не обслуживает всего четверть жилфонда. Но именно этот жилфонд практически невозможно проверить на прозрачность расчетов и соблюдение условий тарифного регулирования в связи с огромным количеством участников - это порядка 1000 управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК. Реально ли все эти компании меньше чем за полгода перевести на обслуживание в одну структуру? Без социальных последствий - однозначно нет. В свое время мы потратили на это два с лишним года. К тому же в рыночных условиях невозможно управляющим компаниям приказать работать с кем-то. Это должен быть осознанный выбор.
Руководство Регионального информационного центра полагает, что управляющие компании соблазнятся возможностями единого центра обработки данных - только одна его очередь позволяет проводить расчеты для 400 тысяч лицевых счетов. В эту систему могут войти как потребители, так и УК, ресурсоснабжающие организации, местное самоуправление. А у правительства Свердловской области будет общая картина по всем территориям, подчеркивает Олег Троицкий.
- Новая структура предлагает программный продукт в on-line режиме, фактически это лишь аренда программного обеспечения. И вообще программа - это примерно десятая часть того функционала, который сегодня обеспечивает расчетный центр по договорам с управляющими компаниями и товариществами собственников жилья. Не исключаю, что какие-то из управляющих компаний будут готовы заключить два договора - на аренду ПО и на все остальные функции. Хотя конструкция уж слишком замысловата - чем больше участников, тем сложнее определить границы ответственности, - комментирует Елена Береснева.
С ее точки зрения, действия областного министерства ЖКХ не вполне логичны, ведь поручение губернатора сделать систему расчетов за услуги ЖКХ прозрачной в Екатеринбурге уже выполнено. Все платежи, поступающие от населения, ежедневно "расщепляются" по поставщикам. Не первый год работают схемы пообъектного учета, что позволяет жильцам видеть информацию о расходах на обслуживание дома, включая предоставление коммунальных ресурсов. Данные по лицевым счетам предоставляются через личный кабинет пользователя в Интернете (вся история платежей, включая пени, наличие субсидий и компенсаций, архив показаний приборов учета).
По мнению Нафика Фамиева, депутата гордумы, возможно, вхождение РИЦ в Екатеринбург - это действительно попытка взять ситуацию под контроль (долги населения на начало отопительного сезона достигали трех миллиардов рублей. - Прим. авт.), а может, изменение направления денежного потока. В ЕРЦ ушли от ответа на вопрос, сколько средств проходит через эту кассу транзитом. Но несложно подсчитать приблизительную сумму. В среднем каждая екатеринбургская семья оплачивает пять квитанций в месяц, общая сумма может достигать 6-10 тысяч рублей. Умножив на 480 тысяч лицевых счетов, получаем порядка 2,8-5 миллиардов в месяц. Итого за год до 60 миллиардов. При собираемости платежей 98,6 процента цифра выглядит более чем привлекательно: ЕРЦ по условиям агентских договоров вправе оставлять себе от 1,5 до 5 процентов за обслуживание каждого лицевого счета.
Большинство участников рынка ЖКХ, опрошенных "РГ", сходится во мнении, что создание единого расчетного центра в рамках области - шаг оправданный, но вот тактика областных властей слегка хромает: было бы логично, если бы РИЦ сначала набрался сил и опыта в городах с населением до 200 тысяч человек и уже потом принялся за освоение областного центра.
Николай Винниченко, полномочный представитель президента РФ в УрФО:
- В сфере ЖКХ очень высокая коррупция. Думаю, выходом из ситуации должно стать не столько повышение внимания правоохранителей к злоупотреблениям, сколько создание прозрачной системы оплаты. По такому пути пошли в Тюмени, организовав единый расчетный центр, который отделен от управляющих компаний и является центром сбора средств от населения. Инициаторами выступили правительство области, крупные поставщики тепла и электроэнергии, заинтересованные в том, чтобы платежи населения доходили до них, а не тратились на иномарки и поездки за рубеж. Когда деньги граждан поступают в расчетный центр и выплачиваются поставщикам с учетом объемов предоставленных услуг, управляющие компании лишены возможности бесконтрольно их тратить. Мы приняли решение рекомендовать распространение этого опыта в других регионах УрФО.