25.03.2011 00:35
Экономика

В Коми поднялся в воздух Ту-154, совершивший аварийную посадку осенью прошлого года

Текст:  Илья Поносов
Российская газета - Столичный выпуск: №63 (5439)
Читать на сайте RG.RU

В республике Коми вновь поднялся в небо самолет Ту-154М авиакомпании "Алроса", осенью прошлого года совершивший аварийную посадку на заброшенном военном аэродроме близ села Ижма. Тогда пассажиров и экипаж лайнера спасло от гибели только чудо.

Командир Мирнинского авиапредприятия "Алроса" Олег Варнавский, прибывший в Ижму за несколько дней до взлета, уверенно заявил местным журналистам, что лайнер готов:

- Нами был проведен ремонт фюзеляжа, надо было заделать небольшие пробоины, которые самолет получил при посадке, а также ремонт предкрылок, полностью заменены два двигателя. Для взлета лайнер должен иметь минимальную массу, поэтому принято решение, что самолет полетит на дозаправку в Ухту с минимальным количеством топлива, без груза, без пассажиров. Взлет будет проходить против ветра, так как это сокращает длину разбега. Мы считаем, что для взлета будет достаточно и 800-метровой полосы. Помешать нам может только погода.

Материал публикуется в автоской редакции. Читать версию статьи из номера

Она сегодня не подвела - на небе не было ни облачка, слабый ветер. В Ижме с раннего утра были приняты беспрецедентные меры безопасности - перед аэропортом было выставлено три кордона оцепления (первый из них - еще за километр до выхода на ВПП). Сотрудникам полиции была поставлена задача не допустить на взлетную полосу зевак, рядом дежурили машины "скорой помощи", пожарные, спасатели.

Поднять лайнер в воздух доверили опытным летчикам-испытателям из института гражданской авиации во главе с Героем России Рубеном Есаяном:

 
Видео: bnkomi.ru

- Это необычная ситуация, - поделился летчик перед взлетом. - Оптимальная длина полосы для взлета самолетов Ту - 2200 метров. Длина полосы в Ижме - всего 1340 метров. Но по всем расчетам борт должен взлететь. Состояние полосы в пределах нормы. Над поселком не будем пролетать. Сделаем круг над полосой, помашем крылышком и уйдем.

Примерно в 10:50 самолет под бурные аплодисменты собравшихся взлетел и взял курс на Ухту. Сам полет проходил в особом режиме: Ту-154 летел с выпущенными шасси на высоте 3600 метров. Уже через 25 минут состоялась успешная посадка в Ухте, где самолет прошел дозаправку и в 14:30 отправился в Самару.

- Конечно, для нашего аэродрома это самый важный взлет за все последние годы, - заявил корреспонденту "РГ" Сергей Сотников, начальник вертолетной площадки в Ижме, многие годы поддерживавший местную ВПП в приличном состоянии, что и позволило самолету удачно приземлиться осенью прошлого года. - Раньше такие большие самолеты отсюда не взлетали, поэтому готовились тщательно. С утра освежили полосу, тремя бульдозерами убрали свежий снег, сделали осевую разметку, по указанию командира судна поставили отметки на 800 метров - в точке отрыва самолета от земли. Все рады, что эта история закончилась благополучно.

Напомним, ТУ-154М авиакомпании "Алроса", летевший из Якутии в Москву, совершил вынужденную посадку в Ижемском районе Коми 7 сентября прошлого года. На борту самолета отказали три бортовых генератора из четырех, пропало электропитание из-за чего перестали работать приборы аэронавигации. После этого пилоты приняли решение сажать машину, для этого была нужна относительно ровная площадка земли или, на худой конец, прямой участок реки. Совершенно случайно экипаж заметил старый военный аэродром (ранее он принимал самолеты Ан-2, Ан-24 и Як-40, а также вертолеты), который в последнее время получил статус вертолетной площадки. Несмотря на то, что взлетно-посадочная полоса (ВПП) была для "тушки" короткой, посадка прошла успешно, самолет лишь выкатился за ее пределы в лес, но серьезных повреждений не получил. Все 72 пассажира и 9 членов экипажа не пострадали.

Эксперты единогласно расценили успешную посадку как чудо, ведь против пилотов в то утро были не только технические проблемы самолета и короткая ВПП, но и пасмурная погода. На счастье пассажиров начальник вертолетной площадки Сергей Сотников по старой привычке поддерживал ВПП в более или менее рабочем состоянии, словно знал, что она еще пригодится. Так и вышло: списанная ВПП стала поистине полосой везения для участников того сентябрьского полета. Спустя месяц президент Медведев присвоил командиру самолета Евгению Новоселову и второму пилоту Андрею Ламанову звание Герой России, остальные члены экипажа были награждены Орденом мужества. Сергей Сотников был награжден почетными грамотами Росавиации и Республики Коми.

После осмотра самолета руководство "Алросы" приняло решение отремонтировать его и вновь поднять в воздух. На "тушке" были заменены два двигателя, заделаны небольшие пробоины фюзеляжа, отремонтированы предкрылки.

Авиатранспорт Республика Коми Северо-Запад